Статистика чс за последние 10 лет. Статистика чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации в других странах

8 июня 2018

Умение предотвращать и минимизировать последствия стихийных бедствий – один из признаков развитого государства. 

Последствия московского урагана заставляют взглянуть на проблему через призму мирового опыта. Основная тяжесть потерь от природных катаклизмов приходится на наименее развитые страны. На их долю приходится свыше 80% от общего числа погибших.

Яркий пример неспособности противостоять ударам стихии – Гаити. Ураганы, землетрясения и тысячи погибших – это островное государство за последние полстолетия видело все. Неспособность ответить на вызовы природы и выстроить соответствующую инфраструктуру поставила островитян на колени. Сейчас это одна из самых бедных стран в мире.

Содержание

Риски растут

В последние годы число опасных природных явлений во всем мире неуклонно растет. За последние 20 лет жертвами техногенных и природных катастроф стали более 3 млн человек, свыше 800 млн пострадали.

По прогнозам специалистов, количество природных катастроф в мире может увеличиться к 2050 году в 4 раза, а ущерб от их последствий – в 9 раз.

Угроза погибнуть во многом зависит не столько от матушки-природы, сколько от государства, которое призвано обеспечить достаточный уровень безопасности для своих граждан. А вот с этим в России дела не очень: только экономический ущерб (прямой и косвенный) от ЧС различного характера достигает, по данным МЧС, 2% ВВП в год – от 675 до 900 млрд рублей.

Здесь климат иной

По данным ООН, по числу погибших от всех видов бедствий на первом месте те, кто погиб от гидрометеорологических бедствий, на втором – от землетрясения, извержения вулканов, на третьем месте – техногенные катастрофы.

У России непростой климат: наводнения, ураганы, землетрясения, метели, лесные пожары, нашествия саранчи… Но у России и своя особенная стать.

Гражданин России в большей степени рискует умереть не от природных явлений, как нормальный житель планеты Земли, а от техногенной аварии. Их количество в течение последнего двадцатилетия в среднем почти втрое превышало количество природных бедствий.

Вспомните последние трагедии с наибольшим количеством человеческих жертв: обрушение кровли Басманного рынка, аквапарка «Трансвааль», блэкаут 2005 года, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, пожар в клубе «Хромая лошадь», гибель теплохода «Булгария» на Волге…

Основные причины такого положения дел можно прочитать в любом учебнике ОБЖ – это нерациональное размещение потенциально опасных объектов, отсталость производства, низкие темпы внедрения безопасных технологий, уход квалифицированных специалистов из производства и науки, низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины.

Своими руками

причина гибели людей в чрезвычайной ситуации имеет сугубо человеческую природу. Если строить жилые дома, не рассчитанные на землетрясения, в сейсмоопасной зоне, то высока вероятность повторения трагедии Нефтегорска, где в 1995 году погибли 2040 из 3197 его жителей.

Недавний московский ураган – это просто стихия. Не он убивает людей плохо закрепленными автобусными остановками и вовремя некронированными деревьями. К тому же одной из причин столь разрушительного урагана специалисты называют плотную высотную застройку столицы. Даже при относительно небольшом ветре 18 м/с здесь могут появляться локальные микросмерчи.

Увлечение московских чиновников небоскребами дорого обходится москвичам.

При ближайшем рассмотрении все ЧС природного происхождения имеют антропогенные причины: 97% лесных пожаров – дело рук человека, а увеличение количества ураганов и наводнений связано с изменением климата. Во многих случаях мы сами его и изменяем.

Шершавый язык статистики

Население принято успокаивать официальной статистикой, которая говорит, что общее количество ЧС в России снижается год от года. Особенно резкое падение было в 2009 году.

Но это не было связано с работой МЧС, соблюдением правил безопасности жизнедеятельности или какой-то особой милостью природы. Дело в методике подсчета.

По ее данным вычисляют необходимое количество техники, специалистов и многое другое.

Скорость реагирования на ЧС – один из главных элементов безопасности. Тут можно провести прямую аналогию со скорой помощью: чем быстрее она приедет, тем больше шансов обойтись малой кровью.

Статистика пожаров свидетельствует, что 98% от общего числа погибших приходится на начальный период развития пожаров. Между тем, по данным МЧС, в России в около 4% населенных пунктов не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности. В первую очередь это касается именно небольших сельских населенных пунктов, деревень и поселков.

Руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко отмечает также недостоверность статистического учета лесных пожаров.

Например, по данным Рослесхоза, общая площадь, пройденная лесными пожарами на землях лесного фонда в 2017 году, составляет 7,53 млн. А по данным официального статистического учета (ЕМИСС), эта цифра намного меньше – 2,83 млн га.

То есть по официальным данным система охраны лесов от пожаров в 2017 году сработала в целом хорошо, а по реальным данным все выглядит ровно наоборот.

Анализ ЧС техногенного происхождения показывает, что вместе с уменьшением количества подобных событий одновременно растет тяжесть последствий. Такая же тенденция наблюдается и с природными катаклизмами. Похоже, что небольшие по меркам чиновников происшествия попросту не попадают в официальные сводки.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО

Исследования, проведенные Гринпис России, показали, что большинство крупных лесных пожаров в Иркутской области в 2017 году возникли в доступной местности, там, куда силы и средства пожаротушения можно было доставить по имеющимся дорогам. То, что эти пожары вышли из-под контроля и приобрели катастрофические масштабы, было связано не с их недоступностью, а с общей нехваткой сил пожаротушения и с несвоевременным реагированием.

– Необходимость существования федеральной централизованной системы борьбы с крупномасштабными природными пожарами (степными, лесными, торфяными) не вызывает никаких сомнений, – считает координатор программы «Совершенствование управления охраняемыми природными территориями» Центра охраны дикой природы Армен Григорян.

Но проблема не в том, чтобы искоренить пожары, – это невозможно, а в том, чтобы контролировать стихию. Например, степные пожары зачастую способствуют сохранению степных экосистем, но они не должны превращаться в неконтролируемые чрезвычайные ситуации, как это было в прошлом году в Алтайском крае.

К сожалению, сил и средств для этого недостаточно.

Самым существенным ударом стало разрушение системы охраны лесов в начале 2000-х. Лесной кодекс РФ фактически упразднил централизованную службу охраны лесов от пожаров. Ответственность за охрану зеленого друга была передана в субъекты РФ.

– Передача части полномочий в области лесных отношений в субъекты РФ, в том числе охраны лесов от пожаров, вызвала дезорганизацию в предупреждении и тушении лесных пожаров, – считает Армен Григорян.

Была уничтожена «Авиалесоохрана» как единая система профессионального тушения лесных пожаров, которая имела силы и средства оперативно выявлять, реагировать и тушить очаги лесных пожаров в труднодоступных местах.

В результате реформ также произошло сокращение персонала в лесничествах, которого в настоящее время совершенно недостаточно для предупреждения, своевременного обнаружения и тушения пожаров в лесах.

Почти 90% лесов на территории муниципальных образований и городских округов не обустроены. Почти все муниципальные леса примыкают к сельхозугодьям или лесному фонду, что обеспечивает почти беспрепятственный переход лесных пожаров на постройки населенных пунктов и наоборот.

В муниципальных бюджетах на это денег нет и не планируется. Зато в бюджете субъекта всегда есть резервные средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в случае пожаров, в том числе и лесных. Получается, что ликвидация чрезвычайных ситуаций в бюджете заложена, а их предупреждение нет.

И конечно, наши бюрократы не были бы сами собой, если бы не пытались заработать на беде. Так, челябинские чиновники попытались сделать деньги даже на известной истории с падением метеорита.

Тогда ударной волной от взрыва во многих домах выбило окна и поломало деревья. Ревизоры из Счетной палаты РФ выяснили, что власти Челябинской области завысили смету на восстановительные работы почти в три раза.

Вячеслав Степовой.

Фото Pixabay.com

Источник: https://MirNov.ru/obshchestvo/strana-chrezvychainoi-situacii.html

Статистика ЧС

Чрезвычайная ситуация – результат влияния природного или техногенного бедствия, повлекшего гибель людей и ущерб для окружающей среды.

Статистика ЧС позволяет отслеживать последствия стихийных бедствий, разрабатывать меры по противодействию подобным событиям и оценивать эффективность принятых мер.

Основные причины ЧС – воздействие людей на природу и конфликты политического, военного, социального характера.

Классификация происшествий

Постановлением Правительства от 21.05.2007 №304 введена классификация ЧС. Параметры распространения природных катастроф и техногенных происшествий:

Также чрезвычайные происшествия делятся по источникам появления:

  • природные;
  • техногенные;
  • биолого-социальные.

Данное разделение используется при оценивании угрозы ЧС на территории страны, региона или объекта. Статистика ЧС в России неутешительна. МЧС ежегодно фиксирует 300–350 фактов разгула стихии и 600 техногенных аварий. Причем они становятся более разрушительными.

Происшествия природного характера

Из стихийных ЧС наибольший вред наносят наводнения, ураганы, тайфуны, оползни, землетрясения, морозы, засуха и пожары. Статистика ЧС природного характера:

Катаклизмы часто приводят к возникновению массовых эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Причина – нарушение привычных условий жизнедеятельности людей, животных и растений. Статистика социальных ЧС:

Происшествия техногенного характера

Виды техногенных катастроф:

  1. Промышленные ЧС. Небольшие аварии, которые происходят на объектах промышленного назначения. Подобные происшествия могут перерасти в масштабы катастрофы и повлечь за собой человеческие жертвы и разрушения.
  2. Радиационные ЧС. Случаются из-за нарушения правил безопасности во время эксплуатации ядерно-энергетических объектов. Поражающие факторы источников происшествия чрезвычайного приводят к облучению людей и загрязнению окружающей среды.
  3. Бактериологические ЧС. Подобные катастрофы происходят в результате применения бактериологического оружия. Последствием происшествия являются массовые заболевания людей и животных. Инкубационный период бактериологического оружия составляет от 1 до 7 дней и часто носит скрытый характер.

Техногенные катастрофы чреваты выбросами биологических, химических и радиоактивных веществ и возникновением пожаров на предприятиях электроэнергетики или на транспорте. Статистика ЧС техногенного характера по годам:

Количество чрезвычайных происшествий Погибло Пострадало
2017 2018 2017 2018 2017 2018
Авиакатастрофы 32 15 119 22 132 29
Железнодорожные аварии 7 8 0 3 1 36
Аварии грузовых и пассажирских судов 1 2 14 10 51 23
Аварии на тепловых сетях в зимнее время 2 1 0 0 2432 0
ДТП с тяжелыми последствиями 62 78 255 308 638 1067
Внезапное обрушение производственных зданий, пород 2 1 38 0 52 11
Взрывы в жилых зданиях и сооружениях социально культурного назначения 6 7 7 9 54 608
Всего 129 117 443 357 3398 1790

Статистика ЧС за 10 лет содержит немало примеров масштабных происшествий. Сюда относится:

  • 2009 – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Погибло 75 человек;
  • 2010 – взрыв на шахте «Распадская». Погиб 91 человек;
  • 2011 – авиакатастрофа под Петрозаводском. Погибло 52 человека;
  • 2012 – авиакатастрофа под Тюменью Погиб 31 человек;
  • 2013 – авиакатастрофа в Казани. Погибло 50 человек;
  • 2017 – авиакатастрофа в Ростове-на-Дону. Погибло 62 человека. Еще одна авария произошла в Сочи. Погибло 92 человека;
  • 2017 – на территории Амурской области из-за крупных возгораний был введен режим чрезвычайной ситуации;
  • 2018 – в Башкирии была объявлена чрезвычайная ситуация в 14 районах из-за массовой гибели посевов сельхозкультур на площади свыше ста гектар;
  • 2018 – из-за выпадения мокрого снега, который привел к полеганию и частичной гибели урожая, в двух районах Бурятии был введен режим ЧС;
  • 2021 – авиакатастрофа в Подмосковье. Погиб 71 человек.

Согласно оперативному прогнозу МЧС РФ в октябре 2021 года существовал риск ЧС на морском транспорте в акватории Охотского и Японского моря.

Чрезвычайные ситуации по регионам

Статистика ЧС за 2018 год насчитывает 177 происшествий. Распределение событий по субъектам РФ:

2016 2017 2018
Республика Дагестан 3 15 12
Краснодарский край 19 14 10
Ставропольский край 4 3 9
Саратовская область 7 12 8
Иркутская область 5 5 6
Забайкальский край 6 7 6
Ростовская область 8 12 6
Всего 257 299 177

Всего от чрезвычайных ситуаций пострадало 36483 человек. Большая часть приходится на жителей Приморского (16912) и Алтайского (4154) края, а также Республики Адыгея (6715).

В результате чрезвычайных происшествий погибло 556 человек. Большая часть приходится на Краснодарский край (51), Саратовскую область (31), республику Дагестан (30) и Татарстан (25). А также на Ставропольский (23) и Забайкальский край (20).

По данным МЧС статистика ЧС отображает положительную динамику.

Предупреждение и ликвидация происшествий

Постановлением Правительства от 18.04.1992 №261 была создана российская система предупреждения ЧС (РСЧС). Ее деятельность регламентируется этим и другими нормативными документами.

Ключевая задача структуры – своевременное реагирование на всевозможные происшествия и ликвидация ЧС в России. Ведущая роль отводится подразделениям МЧС РФ.

Координацию действий по защите населения от ЧС осуществляют:

  • центры Министерства ЧС РФ в регионах;
  • комиссии по чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти или местного самоуправления. В их полномочия входит введение режима ЧС на подконтрольной территории. Они также вправе организовывать срочную эвакуацию при ЧС;
  • комиссии по чрезвычайным ситуациям на предприятиях.

Чрезвычайные ситуации в других странах

Статистика ЧС показывает, что ежегодно от разного рода природных катаклизмов в мире погибает около 50 тыс. человек. Виды природных ЧС:

  1. Наводнения – 40%.
  2. Тропические циклоны – 20%.
  3. Засуха – 15%.
  4. Землетрясения – 15%.
  5. Другие – 10%.

За период с 1960 по 2016 год количество катастроф увеличилось втрое. Основная причина – атмосферно-гидросферные явления. Статистика техногенных ЧС фиксирует не менее разрушительные последствия – гибель людей, ущерб для окружающей среды.

Среди природных катастроф 2021 года наиболее масштабным оказалось землетрясение в Индонезии последующее за ним цунами и наводнение. Статистика ЧС насчитывает около 1550 погибших. Еще порядка 152 тыс. граждан находятся под завалами разрушенных домов.

В мире случались и менее масштабные происшествия. Статистика природных ЧС и техногенных аварий по странам:

Количество чрезвычайных ситуаций Количество погибших
Природных Техногенных
Индонезия 2 1 620
Индия 9 596
РФ 3 2 272
Алжир 1 257
Япония 5 208
США 6 104
Куба 1 100
Катманду 1 49
Турция 1 24
Филиппины 2 1 21
Мексика 1 1 15
Всего 65 13 3012

Заключение

Мы живем во время катастроф. ЧС по масштабам последствий сравнимы с войнами.

В 21 веке они унесли сотни тысяч человеческих жизней, оставили после себя миллионы пострадавших, разрушения и ущерб, который часто оказывается невосполнимым. Только грамотные действия при ЧС способны сохранить человеческие жизни.

Ежегодно тратятся миллиарды долларов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Только в России убытки ежегодно достигают 60 млрд. руб.

Источник: https://vawilon.ru/statistika-chs/

Статистика чс за последние 10 лет. Статистика чрезвычайных ситуаций

(литосферные явления);

  • пыльные бури, оползни, сели, (геологические явления);
  • торфяные и ;
  • бури, ураганы, торнадо (атмосферные явления);
  • жара, холод, засуха, град (метеорологические явления);
  • циклоны, тайфуны, ранний ледостав на реках (гидросферные явления).
  • Основные причины природных катастроф:

    • выброс энергии в геологических слоях земли (атмосфере, литосфере, ионосфере, гидросфере), связанный с гравитацией, изменением температуры или земным вращением;
    • воздействие человека на природу (развитие мировой , недостаточная оценка результатов вмешательства, некачественный прогноз наступления чрезвычайной ситуации, недостаточные действия по ее ликвидации);
    • военные, политические и социальные конфликты.

    Исследования катастроф в Смитсоновском институте США

    Природные катаклизмы (1947–1970 год) Количество погибших, чел.
    Циклоны, штормы и тайфуны 760 000
    190 000
    180 000
    Мощные грозы, вулканические извержения, цунами 62 000
    Всего 1 192 000

    Статистика стихийных бедствий в мире показывает среднегодовое количество жертв – 50 тыс. человек.

    Процентное соотношение природных катаклизмов, происходящих в мире:

    Природное явление % от общей доли катастроф
    Наводнения с затоплениями территорий 40
    Разрушительные тропические циклоны 20
    Землетрясения разных амплитуд 15
    Засухи в пустынных регионах 15
    Остальные 10

    Результаты последних исследований показали, что статистика стихийных бедствий меняется в сторону стремительного увеличения природных катастроф. В 2010 году стихии погубили 304 тыс. человек. Это самый высокий показатель с 1976 года:

    • январь 2010 – землетрясение на Гаити. Жертвами стали 222 тыс. человек;
    • лето 2010 – аномальная жара в России. Погибло 56 тыс. человек;
    • наводнение в Китае и Пакистане. Жертвами стали более 6 тыс. человек.

    И это без учета более мелких катастроф унесших жизни . В марте 2011 года у побережья острова Хонсю произошло землетрясение 8,9 баллов, породившее волны цунами высотой 10 м. Затопление вызвало и аварии на АЭС, распространение . В результате пострадало более 30 тыс. жителей Японии.

    От ураганов, землетрясений, наводнений и эпидемий за последние 10 лет в мире пострадало 2,7 млрд. человек. Из них 622 тыс. человек ушли из жизни. На графике показана динамика роста количества катастроф в мире, с некоторой тенденцией снижения за 5 лет (с 2010 по 2016 год).

    Природные катастрофы 2017 года

    В 2017 году статистика стихийных бедствий выглядит следующим образом:

    • 6 февраля – землетрясение на Тайвани. 166 человек погибли, 422 – пострадали;
    • 14–17 апреля – землетрясение в провинции Кумамото (Япония). 148 жертв, ранены 1,1 тыс. человек;
    • 16 апреля – землетрясение в Эквадоре. 692 жертвы, более 50 тыс. ранено;
    • 14–20 мая на Шри-Ланке дожди, наводнение, оползни. 200 погибших и пропавших без вести. Всего пострадало 450 тыс. человек;
    • 18 июня – в Карелии группа детей спускалась по реке и попала в шторм. Погибло 14 человек;
    • июнь – наводнение в Китае. 186 жертв, пострадали 32 млн. человек;
    • 23 июня – наводнение в США. Погибло 24 человека;
    • 6–7 августа – наводнение и оползни в Македонии. 20 человек погибли, десятки ранены;
    • 24 августа – землетрясение в Италии. Погибло 295 человек.

    Меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях

    Если правительство принимает адекватные меры для населения, то статистика стихийных бедствий показывает менее негативные последствия для жителей страны (региона). Особенно это касается мест, в которых периодически происходят негативные природные явления. Так периодическим разливам рек подвержены прибрежные поселения, а риск тропического циклона нередко возникает у островных государств.

    Прогнозировать циклон возможно, получая снимки со спутников. Можно определить примерное место и время события. Определить время выхода торнадо можно за 36 часов.

    Есть методы уменьшения силы урагана, используя засев облаков йодистым серебром. В преддверии циклона в США предупреждают население.

    Люди, живущие в зоне риска, стремятся заранее укрепить прибрежную зону дамбами и посадками деревьев, создают убежища с запасами продовольствия.

    Если рассматривать влияние природных катастроф по регионам, то просматривается такая тенденция: более развитые страны несут в процентном соотношении больше материальных потерь, чем человеческих. В экономически бедных странах – обратная тенденция.

    Государства, вложившие в свои объекты значительные средства, стремятся защитить их от природных катаклизмов, используя новейшие технологии для вычисления места, времени и тяжести явления.

    Особенно показательны в этом смысле наводнения, уносящие в слаборазвитых в экономическом отношении странах тысячи жизней. Плодородные почвы, удобряемые регулярными разливами рек, привлекают людей обосноваться в прибрежной зоне, как например, в густонаселенной Индии, а регулярные разливы поглощают результаты труда и самих людей.

    Произошло много природных катаклизмов за последние 3 года: разрушены дома, пострадали люди. Нередко информация о приближающемся природном явлении доносится до населения оперативно, но кто-то надеется на «авось», а некоторые пытаются снять на видеокамеру приближающийся торнадо. В итоге пресловутый «человеческий фактор» играет злую шутку, и увеличивает количество жертв.

    Статистика чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера в России

    Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера Последние десятилетия были отмечены критическим ростом уязвимости нашего общества к природным и техногенным катастрофам: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6 %, а в России ежегодно аварии и катастрофы уносят более 50 тысяч человеческих жизней, приводя к увечьям у более 250 тысяч человек. Это обусловлено четырьмя основными причинами: ростом населения и урбанизацией, возведением объектов повышенного риска (транспортных магистралей, химических предприятий и т.п.), изменением окружающей среды, способствующей активизации катастрофических процессов, отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними. 75 % всех чрезвычайных ситуаций (ЧС) в нашей стране носит техногенный характер, 20% – природный и менее 1% бедствий связано с терактами, а ежегодный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций оценивается примерно в 100 миллиардов рублей, а с учетом косвенных потерь эта цифра достигает 450-500 миллиардов рублей. В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Отмечено увеличение количества аварий с внезапным обрушением производственных зданий – с 7 в 2007 г. до 12 в 2008 г.; аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) – с 12 в 2007 г. до 17 в 2008 г.; аварий со взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения – с 24 в 2007 г. до 30 в 2008 г. По-прежнему наибольшее количество людей гибнет в техногенных ЧС, связанных с крупными пожарами в зданиях жилого сектора (3 628 чел. в 2008 г., 4 150 чел. в 2007 г.). В чрезвычайных ситуациях (ЧС), связанных с ДТП с тяжкими последствиями, в 2008 г. погибло 498 чел., в 2007 г. – 568 человек.

    Число погибших в авиационных катастрофах в 2008 г. увеличилось почти вдвое – с 71 чел. в 2007 г. до 140 чел. в 2008 г.

    Увеличение количества погибших произошло также при ЧС, связанных с: крупными пожарами на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов – с 31 чел. в 2007 г. до 45 чел. в 2008 г.; обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения – с 14 чел. в 2007 г. до17 чел.

    в 2008 г.; внезапным обрушением производственных зданий, сооружений и пород – с 24 чел. в 2007 г. до 28 чел. в 2008 г.; авариями на грузовых и пассажирских судах – с 29 чел. в 2007 г. до 31 чел. в 2008 г. Увеличилось количество пострадавших при: авариях, крушениях грузовых и пассажирских поездов – с 2 чел. в 2007 г.

    до 33 чел. в 2008 г.; внезапных обрушениях производственных зданий, сооружений и пород – с 10 чел. в 2007 г. до 32 чел. в 2008 г.; взрывах в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового назначения – с 192 чел. в 2007 г. до 306 чел. в 2008 г.; авариях на грузовых и пассажирских судах – с 98 чел. в 2007 г. до 144 чел.

    в 2008 г.

    Статистические данные о чрезвычайных ситуациях

    Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций

    Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.

    ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:

    – ЧС природного характера;

    – ЧС техногенного характера;

    – ЧС биолого-социального характера;

    – ЧС военного характера

    По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:

    – локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);

    – муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного посœелœения или одной из частей территории города);

    – межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более посœелœений, внутригородских территорий города федерального значения или межселœенную территорию);

    – региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);

    – межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);

    – федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).

    – Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)

    Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 ᴦ. №304 (см. табл. 1).

    К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ

    Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Наименование ЧС Критерии оценки ЧС Силы и средства для ликвидации ЧС
    масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) либо
    количество постра-давших человек, (Ч) размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М)
    1. Локаль-ная объекта не более 10 не более 0,1 организация (объекта) по указанию руководителя работ
    2. Местная одного посœелœения или внутри городской территории города не более 50 не более 5,0 Органов местного самоуправления
    3. Межму-ниципаль-ная двух и более посœелœений или внутри городских территорий не более 50 не более 5,0 Органов испол­нительной власти субъекта РФ
    4. Региональ-ная одного субъекта РФ 50

    Источник: https://odnogrupniki.ru/statistika-chs-za-poslednie-10-let-statistika-chrezvychainyh-situacii-chs-v/

    Чрезвычайные Ситуации в России за последние 5 лет. Уроки и выводы

    В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 683 человека и пострадало 2908 человек. 

    3.5Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году

    На территории Российской Федерации произошло 297 чрезвычайных ситуаций, в том числе 185 техногенного, 65 природного и 42 биолого-социального характера.

    В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 791 человека и пострадало 23716 человек. 

    К спасению людей и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров, происшествий на водных бассейнах, дорожно-транспортных происшествий МЧС России привлекалось около 2,0миллионовчеловеки 600,0 тысяч единиц техники.

      Здесь говорится только о самых значительных ЧС происшедших на территории России в период с 2007 по 2012 года, которые имеют свою специфику. Каждая из катастроф имеет свою причину и относится к одному из типов по своему характеру и возникновению.

    19 марта 2007 года – взрыв метана на шахте “Ульяновская”

    Авария на шахте “Ульяновская” в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте “Ульяновская” были допущены “грубейшие нарушения правил безопасности”.

    Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве.

    Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на “Ульяновской”. Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

    14 сентября 2008 года – авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

    Самолет компании “Аэрофлот-Норд”, совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди – 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

    Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван “недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании”. К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

    17 августа 2009 года – авария на Саяно-Шушенской ГЭС

    Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция – Саяно-Шушенская – была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

    Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

    Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в “нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц”.

    5 декабря 2009 года – пожар в клубе “Хромая лошадь”

    Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе “Хромая лошадь”. По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

    Пожар в “Хромой лошади” повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени.

    В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия.

    В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

    9 мая 2010 года – авария на шахте “Распадская”

    На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

    В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на “Распадской”, но руководство шахты никак на них не реагировало.

    Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство “Распадской” оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

    10 июля 2011 года – гибель теплохода “Булгария” на Волге

    Двухпалубный дизель-электроход “Булгария”, который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля.

    По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше.

    Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

    К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись.

    В связи с гибелью “Булгарии” Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в “оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности” – Светлана Инякина, генеральный директор компании “АргоРечТур”, которая являлась субарендатором теплохода “Булгария”, и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

    7 июля 2012 года – наводнение в Крымске. 

    Стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. Сильнейшие дожди и ливни продолжались в течение ночи с 6 на 7 июля.

    7 июля к 10 часам на метеостанциях было зафиксировано (дополнительно к осадкам предыдущего периода): в Геленджике — 51 мм, в Новороссийске — 187 мм, в Крымске — 156 мм. Менее чем за двое суток количество осадков превысило месячную норму в 3-5 раз.

     Осадки привели к подъему уровня воды в реках Адерба, Баканка, Адагум до опасных отметок, произошло подтопление реками и склоновыми стоками населенных пунктов.

    Потоки воды, поступавшие в ночь наводнения в г. Крымск, расположенный на р. Адагум, оцениваются в 1300—1500 кубометров в секунду; в находящееся ниже него Варнавинское водохранилище поступало до 1506 кубометров воды ежесекундно.

    Сильнее всего пострадал Крымский район и город Крымск, где уровень воды достигал по отдельным свидетельствам 4 или даже 7 метров, что позволило сравнить внезапное наводнение с цунами.

    МЧС признало, что по Крымску прошла семиметровая волна и затопило половину города.

    От наводнения в Крымском районе пострадали более 24 тысяч человек, более 4 тысяч домов, 12 социальных объектов — школы, детские сады, два медицинских склада.

    4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    В настоящий момент организована и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

      Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

       Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

       Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

       Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[1].

      Постоянно действующими органами управления единой системы являются:   на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;   на межрегиональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры);   на региональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее – главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);   на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;   на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.   Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.   Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.  Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:  

      • резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; 
      • запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; 
      • резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; 
      • резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. 

     Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.   Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом. 

    5.Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

     
    Ликвидация чрезвычайной ситуации включает в себя проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах силами и средствами организаций по ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

      Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.

    При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти  Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.  Процесс ликвидации ЧС подразделяется на четыре основные группы: 

      • проведение всех видов разведки;
      • проведение неотложных аварийно-спасательных работ;
      • проведение неотложных аварийно-восстановительных работ;
      • проведение восстановительных работ (организации жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава сил ликвидации ЧС).

    Источник: http://stud24.ru/life-safety/chrezvychajnye-situacii-v-rossii-za/422531-1474079-page2.html