Социальная помощь лицам без определенного места жительства в российской федерации. Социальные центры для граждан без определенного места жительства

Вгосударственное учреждение социальногообслуживания «Кировский комплексныйсоциальный центр по оказанию помощилицам без определенного места жительства»,отделение ночного пребываниягосударственного учреждения социальногообслуживания «Волжский комплексныйцентр социального обслуживания населения»принимаются лица, оказавшиеся вэкстремальных условиях, не имеющиеопределенного места жительства изанятий, в первую очередь лица пожилоговозраста и инвалиды.

Основаниямидля приема являются личное обращениеграждан, направление органов социальнойзащиты населения, здравоохранения ивнутренних дел, а также общественныхорганизаций и объединений.

Зачислениена социальное обслуживание клиентов вгосударственное учреждение (отделение)производится при условии наличия вних вакантных мест на основанииписьменного заявления гражданина,а также документа, удостоверяющеголичность.

Приприеме клиента в учреждение (отделение)предварительно производится егомедицинский осмотр, а также санитарнаяобработка, в том числе одежды.

Призачислении граждан на социальноеобслуживание учреждение заключаетс клиентом договор о социальномобслуживании установленной формы,определяющий права, обязанности иответственность сторон, продолжительностьсоциального обслуживания, виды и объемпредоставляемых услуг, порядок и размерих оплаты и др.

Наклиента заводится личное дело, заполняетсякарта регистрационного учета ииндивидуальная программа социальнойреабилитации.

Регистрацияпоступивших лиц осуществляетсяадминистрацией отделения в соответствиис инструкцией, утвержденной Министерствомвнутренних дел Российской Федерации.

Оказаниесоциальных услуг осуществляется вотношении граждан, не имеющих медицинскихпротивопоказаний к зачислению наобслуживание.

Принахождении на социальном обслуживаниив учреждении (отделении) клиент обязансоблюдать Нормы и правила, установленныедля лиц без определенного места жительстваи занятий.

Лица,пребывающие в Учреждении, с учетомсостояния здоровья, физических ипсихических возможностей могут:

  • привлекаться на добровольной основе к работе по благоустройству территории Учреждения и в подразделениях, созданных при Учреждении;
  • приниматься по усмотрению руководителя Учреждения на временную работу, в том числе с неполным рабочим днем, на штатную должность в данном Учреждении, если работа им не противопоказана, пользуясь при этом всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о труде.

Порядок и условия оплаты предоставленных услуг

Социальноеобслуживание граждан в отделенииосуществляется бесплатно не более 10дней подряд и не более 30 дней в течениегода. Социальное обслуживание сверхустановленного срока осуществляетсяза плату.

Приналичии свободных коек спальное местопредоставляется за плату другимкатегориям граждан, нуждающимся вночлеге.

27. Проблема бездомности и пути её решения

В соответствии софициальными данными, сегодня в Россиичисленность бездомных составляет около4 миллионов человек, или 2,8% населенияРоссии.

Бездомность в миресуществовала всегда, порождаясьразличными факторами экономическогои социального свойства, не исключая исобственный выбор человека, но современнаяРоссия столкнулась с этой проблемойименно в 90 годы, когда социальнаянеустроенность выплеснулась на улицув виде массы людей, живущих на вокзалах,свалках, теплотрассах и т. д.

Одна из специфическихособенностей бездомности в Россиизаключается в ее связи с институтомрегистрации (прописки), являющейся посвоей сути условием доступа к механизмамреализации конституционных прав граждан,среди которых – трудоустройство,медицинская помощь, социальноеобеспечение. Лишившись прописки, посути, любой человек становится бездомным.

Бездомным во времянестабильной экономической ситуациив стране может оказаться любой человек:и бизнесмен, закладывающий свое жильеза долги и кредиты, и молодые пары, неимеющие возможность платить по ипотеке,и старики с огромными долгами закоммуналку.

В период экономическогокризиса особое внимание заслуживаютлатентные бездомные (латентная бездомностьхарактерна «только» отсутствиемрегистрации). На внешнем уровне человекпродолжает вести жизнь в обществе, малоотличающуюся от обычной: еще есть работа,может снимать жилье.

Но при неблагоприятномстечении обстоятельств (например, присокращении на производстве, резкомповышении арендной платы или простопри выходе на пенсию по возрасту) человекможет стать уличным бездомным.

Устоявшийсястереотип, что бездомными становятсямужчины, приводит к тому, что нерассматривается факт существованияженщин без жилья и регистрации и ихдетей, не учитываются и специфическиепотребности данной социальной группы.

Нереализованностьправа на жилье, сама по себе являющаясяогромной социальной проблемой, влечетза собой невозможность регистрации поместу жительства и связанный с нейкомплекс правовых проблем, приводящихк невозможности реализации бездомнымипрактически ни одного из конституционныхправ, среди которых:

– трудоустройство;

– получение образования;

– получение социальногообеспечения;

– получение медицинскойпомощи;

– участие в аниина выборах;

– судебная защита; –и др.

Основныепоследствия бездомности:

– тяжелое экономическоеположение бездомных;

– тяжелейшие условиясуществования;

– серьезные проблемысо здоровьем;

– социальнаяисключенность.

Бездомные лишенывозможности зарабатывать на жизньлегальным трудом и вынуждены осваиватьальтернативные источники существования:нелегальный труд (постоянные и временныеприработки); сбор и сдача вторсырья;сбор пригодных для употребления вещей(от родственников и знакомых, черезсоциальные учреждения и благотворительныеорганизации).

Некоммерческиеорганизации, представляющие интересыданной категории граждан, приводят нижерекомендации, выполнение которыхнеобходимо для улучшения ситуациибездомных:

1. Местные органы властидолжны признать существование проблемыбездомности и сотен бездомных граждани создать условия для реализации имисвоих конституционных прав.

2. Деятельность системыгосударственных и муниципальныхучреждений по оказанию помощи бездомнымдолжна вестись в двух направлениях: –социальная поддержка бездомных; –ресоциализация (социальная реабилитация)– возвращение бездомных к обычнойжизни.

3. В городе должнасуществовать система предоставлениясоциальных общежитий для бездомных инеимущих граждан, а также для людей,прошедших курс реабилитации вреабилитационных центрах за пределамигорода.

4. Следует выработатьсистемный подход предоставлениязанятости для людей, прошедших курсреабилитации в реабилитационных центрахза пределами города.

5. Организациястроительства социального жилья иразвитие некоммерческого строительства.

6. Организациястроительства социальных приютов дляданной категории граждан.

7. Следует активноиспользовать все каналы для информированиянуждающихся о возможностях в предоставлениипомощи и временного убежища, а такжедля формирования адекватного пониманияобществом проблемы бездомности игуманного отношения людей к своимбездомным согражданам.

Отсутствиеучета реального гендерного составабездомных

В условиях отсутствияв России общегосударственногостатистического учета лиц без определенногоместа жительства, неудивительно, чтогендерному аспекту этой проблемы также не уделяется должного внимания.

Так,обращаясь к базовым нормативнымдокументам, касающимся помощи бездомным,а именно организации Домов ночногопребывания, никакого упоминания огендерной дифференциации бездомных мыне находим.

Например, в соответствие сПостановлением Совета Министров –Правительства Российской Федерации «Одомах ночного пребывания» основнойзадачей Домов ночного пребыванияявляется: «предоставление ночлега лицамбез определенного места жительства изанятий, в первую очередь из числапрестарелых и инвалидов» [Министерствосоциальной защиты населения РоссийскойФедерации. Приказ от 25 января 1994г. №10,раздел «Задачи и функции Дома ночногопребывания». П.2.1.]. Как видим, документэтот дифференцирует лиц без определенногоместа жительства исключительно повозрасту и состоянию здоровья, при этомникаким образом не учитываются отличияклиентов этих заведений по гендерномупризнаку.

Далее.В Постановлении Правительства РоссийскойФедерации «Об утверждении примерногоположения об учреждении социальнойпомощи для лиц без определенного местажительства» мы находим аналогичноеупоминание о том, что одной из основныхзадач Домов ночного пребывания является:«…

предоставление временного местапребывания или ночлега лицам, оказавшимсябез определенного места жительства изанятий, в первую очередь лицам пожилоговозраста и инвалидам» [ПравительствоРоссийской Федерации. Постановлениеот 8 июня 1996г.

№670 «Об утверждениипримерного положения об учреждениисоциальной помощи для лиц без определенногоместа жительства». П.2.].

Такимобразом,отсутствие гендерной дифференциациибездомных заложена уже в самих нормативныхактах РФ. Соответственно, администрациисубъектов РФ, в ведение которых находятсявопросы создания ДНП, зачастую даже нерассматривают создание в этих Домахженских мест.

Регистрация по местужительства формально носит исключительноуведомительный характер и, как указанов статье 3 закона «О праве гражданРоссийской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребыванияи жительства в пределах РоссийскойФедерации» регистрация или отсутствиетаковой не могут служить основаниемограничения или условием реализацииправ и свобод граждан. Однако на практикеотсутствие регистрации значительнозатрудняет, а иногда и делает полностьюневозможным полноценное пользованиеправами, исключая граждан без регистрациииз жизни общества. Права людей прикрепленыне к ним, а к месту их официальногопроживания.

Российскаяпаспортно-регистрационная системаувязывает права людей с наличием у нихотметки о регистрации по месту жительства,проставляемой в гражданском паспорте.

Получение регистрации возможно толькопри наличии паспорта и прав на жилоепомещение, что в условиях сниженнойдоступности жилья для большинствароссийского населения существенноограничивает свободу передвижения натерритории РФ.

Люди без регистрацииоказываются исключены из правовогополя и на практике подвергаются постояннойдискриминации. На этих людей фактическине распространяются права и свободы,гарантированные Конституцией РФ, атакже государственные гарантии всоциальной и экономической сферах.

Ихне видит законодатель при разработкезаконов, их не видят органы власти приразработке целевых социальных программдля различных групп населения (молодежи,инвалидов и др.).

Регистрация выполняетфункцию «внутренней визы», дающейразрешение на проживание и работу вопределенном регионе страны. ГражданеРоссии не имеют единого правовогостатуса, он зависит от того, проживаютли они по месту формальной регистрациилибо нет.

Перемена места жительства безкрайне непростой смены регистрацииведет к утрате гражданами значительнойчасти их прав.

В результате, значительнаячасть трудоспособного населения страны,которая трудится и проживает не по местурегистрации, имеет полулегальный статус.

  1. Социальная работа с мигрантами и беженцами: правовые аспекты, причины, социальная сущность.

Миграция — этоперемещение людей по различным причинамчерез границы тех или иных территориальныхобразований в целях постоянного иливременного изменения места жительства.

Такое перемещение может осуществлятьсяв пределах одной страны (внутренняямиграция) или из одной страны в другую(международная миграция).

В основемиграционных процессов лежат причиныэкономического, политического,социального, национального, религиозногои другого порядка. Миграционные процессымогут носить естественный и вынужденныйхарактер.

Правовой аспектреинтеграции мигрантов затрагиваетобъективные и субъективные моменты.

Первые — это обеспечение правовойнормативной базы финансирования,материального снабжения, организации,подготовки штатов социальных работников,а также обеспечения жизнедеятельностимигрантов, создания необходимойинфраструктуры.

Вторые— это поддержаниеправового достоинства человека,попадающего в трудные маргинализирующие,дезинтегрирующие обстоятельства ипытающегося реинтегрироваться в новомсообществе. Перечислим некоторые изправовых нормативных актов, способствующихреинтеграции мигрантов.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2277090/page:25/

Приют для людей без определенного места жительства

Бродяжничество, то есть скитание гражданина по региону или определенной территории страны, не имея возможности проживать в жилом помещении, распространенное явление в России, приют для людей без определенного места жительства и иная социальная помощь от государства, помогают им выживать в таких условиях.

Социальная помощь бездомным лицам

Уважаемые читатели!В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните:

Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн.

Бродяги – это лица, которые не имеют определенного места жительства и, обычно, скитаются по своему городу. От этого не застрахован никто, на месте такого человека может оказаться каждый, многие становятся бродягами, даже после хорошей и богатой жизни. Например, мужчина имел крупный бизнес, вдруг что-то пошло не так в финансах организации и фирма распалась.

Его бросила жена, обманом забрав квартиру. Родителей и иных родственников у него нет, долго жить у друзей он не мог и начал пить.

Работу он не нашел, и в итоге человек, бывший бизнесмен, оказался на улице. Такие случаи не редкость, люди без определенного места жительства нуждаются в социальной защите от государства.

Социальная помощь оказывается бездомным и иным, нуждающимся на основании ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. Помощь, осуществляется на основании имеющихся у конкретного гражданина обстоятельств, ухудшающих его условия жизнедеятельности. К таким обстоятельствам можно отнести:

  • отсутствие определенного места жительства, также у лица, который воспитывался в доме для детей сирот и достиг возраста 23 лет;
  • неимение места, где гражданин осуществлял бы свою трудовую функцию или имел определенное законное занятие, за которое получал бы деньги, соответственно отсутствие денежных средств к существованию;
  • потеря жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, которые имеют техногенный или природный характер, также вооруженные конфликты и межэтнические споры.

Главными обязанностями работников домов социального назначения, являются оказание помощи и решение бытовых проблем граждан, которых затронули жизненные проблемы, не позволяющие им самостоятельно нормально жить.

Учреждения и приюты помощи

Во многих городах и регионах власти или иные учреждения, открывают специальные дома и организации, направленные на помощь лицам, которым негде проживать. В таких центрах обычно предоставляют:

  • ночлег;
  • питание;
  • оказывают психологическую поддержку;
  • оказывают помощь в трудоустройстве;
  • определяют необходимый юридический список документации и оказывают помощь в их оформлении.

Учреждения оказывают помощь в адаптации бездомных людей в обществе, помогают им решать возникшие трудности с близкими по родству людьми.

Также работники центров поддержки могут поспособствовать в нахождении потерянных ими родственников, в результате, например, потери памяти.

Для этого достаточно обратиться в ряд служб, занимающихся подачей соответствующих ориентировок на найденных в регионе людей, которые не помнят кто они, и уже начавшие вести бродячий образ жизни.

Важно! С людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, работают социальные и медицинские работники. Их задача определить не только эмоциональное, но и физическое здоровье только поступившего в организацию гражданина.

Общественный приют принимает всех лиц, которым негде жить. По показаниям здоровья они могут отгородить определенного человека от остальных, если есть угроза заражения.

Такие организации помогают и лицам, которые только вернулись из мест лишения свободы, и пойти им некуда.

При особой необходимости, например, если человека необходимо устроить на работу, ему могут оформить в приюте временную прописку.

Если, поступивший в приют человек пожилого возраста, специалисты помогут пристроить его в дом для престарелых людей. Лицо могут направить на флюорографию и дать справку на проведение необходимых обследований, которые они не могут провести в центре. Справка необходима для лечебных учреждений.

Дополнительная помощь

Лицам, без определенного места жительства положена помощь и защита от государства. В регионах создаются мобильные бригады помощи, которые актуальны в особенности в зимнее время года.

Подобные мобильные группы нужны:

  • для проведения первичного осмотра прямо в машине бездомного для выявления заболеваний;
  • оказание доврачебной помощи, в том числе психологической;
  • консультирование граждан, оказавшихся без места проживания о возможностях, которые им положены по закону;
  • вызов на место нахождения бездомного гражданина сотрудников из органов правоохранительных дел (например, если у него ножевые ранения)
  • решение о направление в приют для бездомных, в больницу, в наркологический или иной диспансер.

В мобильные группы помощи входят медицинские сестры, специалисты по социальной и психологической работе, а также водитель. Машина обязательно должна иметь аптечку.

Некоторые мобильные группы направлены на оказание помощи гражданам, в отношении еды. В зимнее время года, они развозят по специальным точкам вагончики с едой.

Приюты и иные организации для людей без определенного места жительства обеспечивают определенную защиту незащищенным слоям населения. Специалисты центров обеспечивают необходимую поддержку для граждан со всех направлений, в особенности в вопросах питания и здоровья.

Внимание! В связи с непрерывными изменениями в законодательстве, юридическая информация в этой статье или материале могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите Ваш вопрос в форме ниже:

Источник: https://mestozhitelstva.ru/priyut-dlya-lyudej-bez-opredelennogo-mesta-zhitelstva/

Социальная защита бездомных

Определение 1

Бездомный (лицо без определенного места жительства, БОМЖ) – человек, который не имеет своего четкого социального положения, места жительства, работы и профессии, а также образования.

Бездомность является глобальной проблемой современного мира. Существует множество причин: потеря жилья в связи с наличием вредных привычек (алкоголизм, наркомания, употребление токсичных веществ). Часто людей выгоняют из дома их собственные супруги или дети.

Есть категория бездомных, которые лишились крова из-за махинаций мошенников, но не смогли доказать свою невиновность.

Некоторые лишились дома из-за неуплаты коммунальных и иных услуг: эти люди не имеют желания работать, зарабатывать на свое существование, в связи с чем лишаются последнего – крыши над головой.

Замечание 1

Таким образом, бездомность может быть вынужденной или добровольной, а также хронической или ситуационной.

Организация социальной работы с бездомными

Законодательство и органы власти регулируют вопросы, которые связаны с проблемой бездомных, так как она носит глобальный характер и может коснуться абсолютно каждого человека.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной и медицинской помощи лицам без определенного места жительства поручена реорганизация таких отделений, как приемники-распределители органов внутренних дел для лиц, которые были задержаны в связи с проявлениями попрошайничества или явного бродяжничества, в центры социальной реабилитации.

Также, в связи с этим документов предусматривается восстановление и обеспечение устойчивости санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с увеличившимся уровнем бродяжничества. Люди-бродяги не только подвергают опасности свое здоровье, но и здоровье окружающих, так как их можно встретить в любом общественном месте: транспорте, магазине, на остановках.

Таким образом, на органы социальной защиты бездомных возлагается очень большая ответственность. Сотрудникам необходимо распределять и направлять лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты. Также им необходимо проводить экспертизу для определения оснований, которые позволят доказать, что человек нуждается в финансовой поддержке (например, в пенсии или льготах).

Правительство Российской Федерации также поддержало органы социальной защиты и их инициативу по созданию системы социальной защиты для лиц без определенного места жительства. Она включает в себя следующее:

  • Организация и обеспечение мест в так называемых «домах ночного пребывания»;
  • Выделение мест в социальных приютах и в социальных гостиницах;
  • Организация деятельности распределительных социальных центров.

Решение об организации подобных учреждений отнесено к деятельности органов исполнительной власти регионального значения. Что касается расходов, связанных с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц без определенного места жительства, то их берет на себя бюджет каждого субъекта Российской Федерации, к которому будет закреплено соответствующее учреждение.

Таким образом, в ряде регионов Российской Федерации (московском, санкт-петербургском, ростовском, омском) администрациями уже сформированы и реализуются программы по социальной поддержке и защите лиц без определенного места жительства. Также бездомным предоставляется бесплатное питание, выдается сезонная одежда и оказывается медицинская помощь.

На сегодняшний день в России сложилось четыре основных типа социальных учреждений по работе с лицами без определенного места жительства и помощи им:

  1. Дома ночного пребывания;
  2. Социальные дома, интернаты для инвалидов и престарелых, которые остались по каким-либо причинам без дома;
  3. Центры социальной адаптации для несовершеннолетних лиц, которые оказались без определенного места жительства (беспризорники, беглецы);
  4. Социальные гостиницы и приюты, где оказывается медицинская помощь.

Задачи программы социальной защиты бездомных

Многие исследователи отмечают, что необходимо разработать и внедрить так называемую Целевую Федеральную программу по организации социальной поддержки и помощи лицам без определенного места жительства, которая будет действительна на всей территории России, а ее основные положения будут функционировать не зависимо от специфики региона (национального, этнического или религиозного состава), а также не зависимо от пола и возраста бездомного.

В Целевой Федеральной программе в перспективе выделяют следующие задачи.

  • Во-первых, это организация обширных научных социологических исследований проблем бездомности в России, поиск причин, особенностей этого явления, факторов, а также путей преодоления или предупреждения.
  • Во-вторых, повышение эффективности профилактической работы по предупреждению бродяжничества. Человеку необходимо с юного возраста продемонстрировать, что не всегда бегство и поиск независимости приводит к желаемому результату, и что можно в одночасье лишиться абсолютно всего: семьи, денег, крыши над головой. Скорее, это воспитательные методы для подрастающего поколения.
  • В-третьих, совершенствование нормативно-правовой базы, которая касается проблем попрошайничества и бездомности.
  • В-четвертых, предоставление лицам без определенного места жительства возможности для их дальнейшей комплексной реабилитации, а также для социальной, психологической и медицинской адаптации. Это важно, ведь у человека еще есть шанс вернуться к нормальной и полноценной жизни, важно пробудить в нем интерес к жизни, к трудовой деятельности, показать его значимость для этого мира.
  • В-пятых, важно объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, а также общественных и благотворительных организаций, волонтерских движений для борьбы с бродяжничеством и оказания помощи лицам без определенного места жительства.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_zaschita_naseleniya_i_ee_soderzhanie/socialnaya_zaschita_bezdomnyh/

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Медицинская помощь в экстренной форме и при состояниях, нуждающихся в проведении неотложных мероприятий, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оказывается бригадами ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы и в профильных подразделениях медицинских организаций, независимо от гражданства, регистрации по месту жительства (пребывания) в Москве и на территории Российской Федерации, наличия документов, удостоверяющих личность.

Противотуберкулезная специализированная медицинская помощь по экстренным и неотложным показаниям лицам без определенного места жительства (БОМЖ) оказывается в Клинике № 2 ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ».

При необходимости стационарного лечения больные туберкулезом лица БОМЖ госпитализируются с учетом профиля коек в противотуберкулезные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы.

Специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения в стационарных условиях лицам без определенного места жительства, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют достоверные данные о месте их регистрации в городе Москве, оказывается за счет средств городского бюджета в психиатрическом стационаре, обслуживающем территорию, на которой выявлены показания для госпитализации (в том числе при переводе из многопрофильных стационаров города). При уточнении сведений о месте регистрации пациентов, поступивших на стационарное лечение, курс стационарного лечения завершается в медицинской организации, где он был начат, до выполнения всех требований в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» и ликвидации показаний к стационарному лечению.

Экстренная стационарная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения ВИЧ-инфицированным гражданам всех категорий, в том числе нуждающимся в проведении антирабической профилактики, осуществляется в ГБУЗ «ПКБ№ 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ».

Медицинская помощь по неотложным и экстренным показаниям ВИЧ-инфицированным оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы за счет средств городского бюджета независимо от гражданства и наличия у гражданина регистрации в городе Москве.

Для комиссионного рассмотрения возможности постановки на диспансерный учет в МГЦ СПИД и назначения, при необходимости, антиретровирусной терапии, ВИЧ-инфицированным пациентам следует представить в Департамент здравоохранения города Москвы копию паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, а также документа, подтверждающего наличие регистрации в Москве.

Представление документов, подтверждающих место жительства в Москве, необходимо для включения граждан в региональный (московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а именно – получения бесплатных лекарственных препаратов.

Согласно ст. 3 Устава города Москвы жителями города Москвы признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москвы.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Сегодня мы будем говорить о том, какого рода помощь бездомным людям (лицам бомж) оказывается в Москве и городах Московской области, представим организации и волонтерские команды, которые этим занимаются.

Начнем со статистики. По оценкам Московского Департамента труда и соцзащиты в российской столице на 2015 год было около 11 тысяч бездомных. Официально. Прибавим тех, кого не посчитали, и получится численность небольшого провинциального городка. Много. Но говорят, что численность лиц бомж снижается. Будем верить статистике из Департамента.

Городская программы “Социальный патруль”

Программа «Социальный патруль», которая была запущена несколько лет назад, нашла отклик в сердцах очень многих людей, не равнодушных к нуждающимся. Сотрудники соцзащиты на 30 машинах и 5 автобусах развозят по местам скопления бездомных еду, теплую одежду, оказывают медицинскую помощь. Уже открыто 2 центра социальной помощи и адаптации бездомных. Хорошее начинание.

Для тех, кто нуждается в помощи соцзащиты, оставляем ссылку на страницу сайта Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы , где можно найти информацию о порядке признания бездомных граждан нуждающимися в получении социального обслуживания.

Служба помощи бездомным людям «Милосердие»

Больше десяти лет работой с лиц БОМЖ ведет православная служба помощи «Милосердие». У этой команды 3 основные направления, в которых они двигаются:

– профилактическая работа на вокзалах города.

Социальную работу по обслуживанию населения, оказание социальной помощи и услуг с целью преодоления или смягчения сложной жизненной ситуации ведут социальные службы государственных специализированных учреждений и негосударственных структур.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, министерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится функция предоставления социальной помощи населению.

К негосударственным относятся предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями, частными лицами.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлениям Правительства РФ и приказам Министерства социальной защиты населения в стране открыты специализированные учреждения для лиц БОМЖ, утверждены Примерные положения об учреждении социальной помощи для данной категории населения, о межведомственных комиссиях по проблемам профилактики бродяжничества, порядок приема лиц БОМЖ в учреждение, правила регистрации и снятие граждан РФ с учета по месту пребывания.

Услуги реабилитационной направленности оказывают в настоящее время 117 домов ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы социальной поддержки и помощи дезадаптированным группам населения .

В г. Новосибирске функционирует областной центр срочной социальной помощи, основной задачей которого является оказание экстренной помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, оставшиеся без постоянного места жительства, прописки, работы и средств к существованию.

Среди его клиентов лица БОМЖ составляют 36,8%; лица, освободившиеся из мест лишения свободы – 9,0% и вынужденные переселенцы – 5,3%. Социальную помощь лицам БОМЖ оказывает Новосибирский дом ночного пребывания.

В настоящее время на базе этих учреждений создан комплексный центр социального обслуживания для лиц БОМЖ .

В Астраханской области действует социальный центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания, дом кризисной реабилитации и социальная благотворительная столовая.

В Нижнем Новгороде с 1995 года работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан, в структуре которого отделение ночного пребывания на 90 мест, социальная гостиница на 12 мест.

В Екатеринбурге с 1995 года предоставляет услуги дом ночного пребывания на 50 мест лицам БОМЖ, здесь можно жить и питаться бесплатно 3 раза в год по 10 дней.

Заслуживает внимания опыт Камчатской области по предоставлению комплекса услуг бездомным в социальном приюте (на 60 мест), который включает в себя социальную гостиницу на 30 мест – для временного проживания иногородних престарелых и инвалидов, социальный приют на 18 мест – для временного проживания лиц БОМЖ, отделение ночного пребывания на 12 мест – для ночлега «бомжей».

В Самарской области лица БОМЖ получают медицинские, жилищные, социально-бытовые, социально-психологические и правовые услуги в отделении ночного пребывания на 70 мест в структуре социального приюта г. Самары, а также в структуре социальной гостиницы г. Тольятти.

В Краснодарском крае действует Центр социальной адаптации на 100 мест (г. Краснодар) и 3 дома ночного пребывания: в г. Туапсе (на 15 мест), в г. Кропоткине (на 30 мест) и Курганинском районе (на 15 мест). В г. Лабинске функционирует социальная гостиница для лиц от 16 до 30 лет на 27 мест .

В Республике Марий Эл лица БОМЖ могут получить широкий спектр услуг по решению своих проблем в «Доме ночного пребывания»: бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-место с постельными принадлежностями; одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающиеся – первую доврачебную помощь и санобработку .

В Ставропольском и Хабаровском краях имеется практика использовать социальные номера на базе временного проживания бездомных.

В г. Калининграде в центре социально-трудовой реабилитации предоставляется социальная поддержка лицам БОМЖ. В структуре центра есть дом ночного пребывания, социальная гостиница, социальная столовая, отдел содействия в трудоустройстве. Важнейшим направлением в работе специалистов центра является организация их трудовой деятельности .

В центре реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий Владимирской области клиентам предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, правовые, психологические, по восстановлению документов, временной регистрации, жилищные услуги, оформление инвалидности и пенсии, санитарно-гигиенические, содействие в поиске работы и родственников, получения профессии через службу занятости .

Источник: https://realtism.ru/socialnaya-pomoshch-licam-bez-opredelennogo-mesta-zhitelstva-v/