Правила разворота на дороге с трамвайными путями. Движение и разворот через трамвайные пути. Штрафы, связанные с въездом на трамвайные пути

Трамвай – это средство передвижения, часто обладающее преимуществом перед автомобильным транспортом. Но знать об этом «часто» и ездить, не нарушая правила – разные вещи.

Чтобы избежать встречи с инспектором ГИБДД, и, следовательно, уплаты штрафа, каждый человек, садящийся за руль, должен знать, когда же все-таки следует уступить, а когда и где допускается проехать первым.

Содержание

Есть ли изменения в 2019 году

Нормой, регулирующей передвижение автомобилей по городским рельсовым коммуникациям, предназначенным для трамваев, являются ПДД, а точнее п. 9.6.

В 2019 году Правительство РФ оставило его без изменения, то есть он продолжает действовать в редакции от 28.03.2012 года. Пункт 8.5, регламентирующий поворот налево, а также разворот через рельсовое полотно, по прежнему излагается в форме, утвержденной в 2005 году.

Часть нормы, устанавливающая запрет на остановку, действует в неизменном виде с 24 января 2001 года (п. 12.4).

Для пешеходов тоже немаловажно знать, каким образом следует идти по подобным опасным участкам. Их перемещение регулируется пунктами 4.6 (редакция от 2015 года), 4.7 (редакция от 2014 года), право на преимущество при ходьбе через рельсы установлено пунктами 14.1 и 14.3 Правил (в настоящем виде действуют с 14.11.2014 года).

Графический специальный символ 1.5 выполняет для водителя предупреждающую функцию, оповещая его о том, что по полотну, по которому он движется, проходит трамвайное сообщение.

Стандартным сопутствующим указателем является табличка, на которой поясняется, какое расстояние водителю предстоит преодолеть до места пересечения (символ 8.1.1).

Когда разрешено и запрещено

Согласно законодательству, действующему на лето 2019 года, автомобильному транспорту разрешается передвигаться по рельсам в одном направлении с трамваями.

Пути непременно должны располагаться слева от водителя, а их уровень должен совпадать с высотой самого полотна (если они проходят выше или ниже, выезжать туда запрещено).

Перестраиваться можно только тогда, когда:

  • нужно повернуть налево;
  • требуется развернуться.
  • все имеющиеся полосы в заданном направлении заняты автомобилями;
  • сидящему за рулем человеку необходимо совершить объезд (при наличии помехи на занимаемой полосе);

Все вышеперечисленные действия возможны, если они не создают препятствий для передвижения трамваев.

Если водителю нужно повернуть или развернуться, ему необходимо руководствоваться требованиями п. 8.5 Правил, предварительно заняв положение, которое предписано символами 5.15.1 и 5.15.2, или разметкой 1.18, регулирующими перемещение по каждой из полос.

Законом строго запрещается перестраиваться на рельсовое полотно:

  • если оно предназначено для трамваев, едущих навстречу;
  • когда на подъезде к перекрестку расположены графические символы 5.15.1 и 5.15.2.
  • если оно размещается справа от машины.

На дороге, где ехать разрешено в обоих направлениях, нельзя обгонять по «встречке», если посередине проложена рельсовая коммуникация, даже если при этом на асфальт не нанесена запрещающая разметка.

Правила

Даже профессиональные автолюбители порой сомневаются, правильно ли они движутся по дороге с пролегающими посередине путями. Их беспокойство легко понять: ведь в случае аварии виновным, скорее всего, будет считаться именно водитель колесного транспорта.

По определению нельзя создавать помехи для передвижения трамвая. Поэтому следует подробнее разобрать все возможные спорные ситуации.

Разворот вне перекрестка

Осуществление маневра через рельсы разрешено, но при следовании ряду правил.

При необходимости развернуться или повернуть к какому-либо объекту, расположенному на противоположной стороне, человек, управляющий безрельсовым транспортом, должен:

  • убедиться, что уровни дороги и рельсов совпадают;
  • пропустить трамвай, если он перемещается в одном направлении с ним;
  • уступить дорогу всем автомобилям и трамваям, движущимся навстречу ему.

Выполнение действие следует начинать, въехав предварительно на попутное рельсовое полотно.

Когда ширина дороги небольшая, то есть ее размер не позволяет полноценно совершить задуманный маневр из левой крайней позиции, допустимо осуществить действие от правой кромки проезжей части или даже с обочины.

Предварительно водитель обязан пропустить весь перемещающийся транспорт (в любом направлении).

Разумеется, при пересечении коммуникации, нельзя забывать об общих правилах разворота.

Данный маневр строго запрещен:

  • на всех пешеходных переходах;
  • внутри тоннелей;
  • при нахождении на мосту, путепроводе, эстакаде или под одним из этих объектов;
  • на участке полотна перед крутым изгибом, ограничивающим обзор водителю до 100 метров и меньше;
  • на остановке, предназначенной для автобусов и троллейбусов.

Движение по трамвайным путям попутного направления

Вне перекрестка, на котором рельсовые коммуникации пересекают полотно проезжей части для движения автомобилей, трамвай всегда обладает преимуществом перед колесным транспортом.

Исключением здесь считается только выезд его из депо: тогда он обязан совершить торможение и пропустить машины.

Об этом правиле необходимо помнить, если на дороге сформировался «затор», или появилась иная преграда, которую можно объехать только при использовании рельсового полотна.

В местах, где уровень пролегающих трамвайных коммуникаций ниже или выше уровня дорожного покрытия, съезжать на них категорически запрещено в любых случаях: расцениваться это будет как нарушение закона.

Как уже было упомянуто выше, разрешается совершить опережение медленно движущегося транспортного средства по рельсам попутного направления, предварительно уступив дорогу едущим по ним трамваям.

При подъезде к перекрестку необходимо заблаговременно убедиться в том, что на дороге отсутствуют графические символы (знаки), регламентирующие движение по каждой из полос.

Если они есть, то движение прямо возможно только строго в соответствии с ними. В этом случае въезжать в пределах перекрестка даже на попутные рельсы нельзя.

Как только позволят дорожные условия, следует покинуть пути и переместиться направо, то есть на полотно, предназначенное для движения автомобильного транспорта. На рельсах по определению невозможен обгон, так как он подразумевает перемещение на «встречку».

На трамвайных коммуникациях строго запрещено останавливать автомобиль. Закон не разрешает делать это и в непосредственной близости от рельсов, если в результате может быть создана помеха для движения трамвая.

В пределах населенного пункта на дороге, имеющей по одной полосе для езды в каждом направлении, при наличии разделяющей их рельсовой коммуникации, нельзя совершать остановку и стоянку на левой стороне.

Справа действие разрешается на обочине, а если она отсутствует – на краю проезжей части.

Поворот налево

При совершении подобного маневра возможны варианты:

  • поворот с предварительным перестроением на рельсовое полотно, идущее попутно;
  • осуществление действия без выезда со своей полосы движения.

При отсутствии специальных графических объектов или разметки, водитель, сидящий за рулем колесного средства, должен заранее перестроиться в крайнее левое положение, переместившись на попутное рельсовое полотно.

Перед этим нужно посмотреть в зеркало, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся трамваев. При необходимости весь рельсовый транспорт следует пропустить, совершив торможение, и только потом можно приступать к выполнению поворота.

Если установлены знаки, определяющие направление перемещения по каждой из полос, водитель обязан следовать порядку, предписанному ими.

В этой ситуации нельзя перестраиваться на рельсовое полотно: маневрирование начинается из занимаемого положения в соответствии с графическими указателями.

Если необходимо совершить поворот налево на перекрестке, не оборудованном регулирующими световыми приспособлениями, руководствоваться следует установленными знаками.

При выезде со второстепенной дороги, обозначенной объектом 2.4 («Уступите дорогу»), водитель трамвая обязан пропустить колесный транспорт, который едет по главной дороге.

Соответственно, при наличии знака 2.1 (« дорога»), человек, управляющий автомобилем, имеет право проехать первым.

Для пешеходов

Не только управляющие автомобилями, но и пешеходы во избежание ДТП обязаны знать, как вести себя на рельсах, и в каком случае лучше повременить с переходом.

Трамвай – это источник повышенного риска. Для идущих через пути людей существует два основных пункта ПДД – 4.6 и 4.7.

При ходьбе по трамвайным рельсам пешеход не имеет права задерживаться на них, и тем более останавливаться. Такое действие можно совершить, только если оно поможет в обеспечении безопасности движения.

Если человек не успел завершить пересечение дороги, ожидать следующего подходящего момента можно только на «островке безопасности» или разделительной линии встречных потоков, но ни в коем случае не на путях.

При приближении к пешеходу автомобиля с работающим звуковым сигналом (сиреной) и синим маячком, следует воздержаться от пересечения дороги, а при нахождении на ней или на рельсовом полотне необходимо незамедлительно освободить занимаемое пространство.

Это важно, так как на оживленной дороге или при образовании «затора», специальной технике, скорее всего, больше негде будет проехать, кроме как по путям. Разумеется, переходить можно только на переходе, который обозначен соответствующими графическими символами.

Какое предусмотрено наказание за нарушение ПДД

Лицу, нарушающему при управлении автомобилем порядок перемещения по трамвайным коммуникациям, грозит привлечение к административной ответственности:

При проезде первым перекрестка там, где знаками определено преимущество трамвая, водитель будет привлечен по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ. За подобное нарушение инспектор выпишет штраф, сумма которого составит 1000 рублей.
Если не выполнено требование о перестроении в крайнюю левую позицию, то есть на попутное рельсовое полотно, при выполнении разворота или левого поворота выносится предупреждение либо назначается штраф в сумме 500 рублей, на основании ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ
При создании помехи попутному трамваю во время опережения медленно движущегося транспорта нарушителю назначается штраф 500 рублей (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ)
Въезд на встречные коммуникации при объезде преграды, находящейся на пути автомобиля, карается суммой 1000-1500 рублей (ч. 3 ст. 12.15 кодекса). Это же действие, совершенное с любой другой целью, наказывается значительно строже: штрафом 5000 рублей либо лишением прав на 4-6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15). При рецидиве нарушения срок лишения составит 1 год.
Совершение остановки автомобиля на трамвайных рельсах карается, в соответствии с ч. 3.2 ст. 12.19 кодекса, фиксированной суммой – 1500 рублей.

Как и в случае с многими другими штрафами, водитель имеет право на оплату половины суммы, если уложится в двадцатидневный срок с момента вынесения инспектором постановления о назначении ему наказания.

Если время ушло, необходимо знать, что общее время, предусмотренное законом для добровольного погашения долга – 60 дней от момента вступления документа в силу.

Лишение прав имеет право назначить только судья, то есть нарушителю придется посетить заседание.

Перемещение по трамвайным рельсам часто вызывает вопросы у автомобилистов. Этот вид общественного транспорта присутствует только в очень крупных городах, и водитель, приехавший «из глубинки» легко может растеряться, выехав на дорогу, по которой проходят пути.

Те знания, которые получают при обучении в автошколе, как правило забываются, если сразу не находят применения.

Поэтому, при планировании поездки, необходимо предварительно повторить ПДД, а лучше посмотреть иллюстрации, наглядно показывающие, как следует двигаться по проезжей части с рельсовыми коммуникациями.

: Проезд по трамвайным путям. Сборник спорных ситуаций

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/pdd/tramvajnye-puti-v-pdd.html

Разворот через трамвайные пути

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к Правилам дорожного движения и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.

5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.

2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

Теперь точно можно сказать, что разворот через трамвайные пути разрешен, если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

«Встречка» при развороте

Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет. Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

«Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.

Разворот разрешен

Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

  1. Уступить дорогу попутным трамваям
  2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
  3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
  4. Совершить разворот.

Разворот запрещен

Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.

Похожая статья:  Приоритет при изменении направления главной дороги

Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»

За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

Разворот через сплошную линию разметки:

Нарушение требований разметки:

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

ответственность по части 2 статьи 12.16:

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен. Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.

Дорог вам без препятствий!

Источник: https://ruspdd.ru/journal/31-razvorot-cherez-puti/

Движение и разворот через трамвайные пути

С ситуацией, когда требуется осуществить разворот на трамвайных путях, ежедневно сталкиваются сотни автовладельцев. Однако, как свидетельствует статистика, более трети из них не представляет, как выполнять этот маневр правильно, и лишь 20% знает о штрафах, которые может повлечь его (маневра) неверное исполнение. В этой статье мы попробуем восполнить сей пробел и расскажем:

  • Как правильно/неправильно производить разворот через трамвайные пути;
  • Про нюансы движения по трамвайным путям;
  • О штрафах, связанных с движением по трамвайным путям.

Движение по трамвайным путям

Перед тем как говорить о возможностях и запретах для водителей, связанных с трамвайными путями, хотим напомнить: манипуляции, производимые вами на трамвайных путях не должны создавать проблем другим участникам дорожного движения!

Теперь рассмотрим, что конкретно нам разрешено правилами дорожного движения. Согласно пункту 9.

6, допускается движение (если остальные полосы попутного направления заняты) и поворот налево с трамвайных путей попутного направления, если это не противоречит п. 8.5. ПДД.

При этом они должны быть распложены слева от полосы движения автомобиля и находятся с проезжей частью на одном уровне. Опережение по попутным трамвайным путям (не путать с обгоном) также допускается.

Движение по трамвайным путям запрещено

С подобной ситуацией вы можете столкнуться, если:

  1. Трамвайные пути расположены по правую сторону относительно полосы движения, что ре редко встречается в городах, где трамвайное движение имеет место быть.
  2. Трамвайные пути расположены выше/ниже проезжей части. В этом случае они выступают в качестве разделительной полосы, выезд на которую строго запрещен.
  3. Трамвайные пути являются встречными для движения автомобиля. Выезд на встречные трамвайные пути может грозить лишением прав.
  4. Разворот запрещен дорожной разметкой (1.1, 1.2.1 и 1.3) или дорожными знаками (3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4)
  5. Разворот запрещен п. 8.11 ПДД, в таких местах, как:
    • Железнодорожные переезды;
    • Места, видимость дороги в которых не превышает 100 м;
    • Места, предназначенные для остановки автобусов, трамваев и иных маршрутных транспортных средств;
    • Мосты, путепроводы, эстакады (в т.ч. и под ними);
    • Пешеходные переходы;
    • Тоннели.

Поворот на путях

Допустим, вам необходимо произвести пересечение трамвайных путей, дабы начать осуществлять движение в противоположную сторону от текущего. Это действие и будет считаться разворотом. Выполняться оно может по-разному. Многое зависеть будет от того, находится автомобиль на перекрестке или вне него.

На перекрестке

Рассмотрим ситуацию, когда трамвайные пути позволяют трамваю выполнить любой маневр, будь то движение прямо или поворот налево/направо. Если в вашем случае на перекрестке трамвайные пути соединяют лишь некоторые направления, то правила проезда для вас значительно упростятся.

Итак, проезжая часть, по которой вы подъезжаете к перекрестку, разделена трамвайными путями, находящимися на одном уровне с ней. Можно ли разворачиваться на трамвайных путях, в данном случае? Согласно пунктам 8.5 и 9.6.

ПДД вы можете (а иногда и обязаны) выехать на трамвайные пути для осуществления разворота. Однако ваш маневр не должен противоречить дорожным знакам 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметке 1.18.

Кроме того он не должен создавать затруднения другим участникам дорожного движения.

Что касается взаимоотношений водителей автомобилей и трамваев на регулируемых перекрестках, то они подробно описаны в п. 13.6 ПДД, где говорится, что:

В ситуации, когда сигналы светофора/регулировщика одновременно разрешают движение трамваю и другим безрельсовым транспортным средствам, трамвай всегда будет иметь преимущество, независимо, в каком направлении он осуществляет движение.

Однако если движение осуществляется в направлении стрелки, которая была активирована в дополнительной секции единовременно с красным/желтым сигналом светофора, трамвай обязан уступить дорогу транспортным средствам, что движутся с других направлений.

Отметим, что мы описали лишь общие правила разворота на трамвайных путях, т.к. комбинаций, в зависимости от положения трамвайных путей, жестов регулировщика и т. д, можно насчитать сотни. Если у вас возникли вопросы или имеются уточнения относительно них, то добро пожаловать в комментарии.

Вне перекрестка

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка должен осуществляться следующим образом:

  1. Убедитесь, что трамвайные пути расположены по левую руку от вас и не находятся выше проезжей части, описанные выше ограничения (разметка, запрещенные для разворота места и т. д) отсутствуют.
  2. Уступите дорогу попутным трамваям и перестройтесь на трамвайные пути попутного направления.
  3. Включите поворотник и, попутно следя за движением трамваев в обоих направлениях, осуществите разворот. Встречные трамваи также необходимо пропустить.

Наиболее распространенные ошибки при проведении разворота:

  • Разворот производится с проезжей части, а не с трамвайных путей. Хотя за такой маневр законодательно ответственности не предусмотрено, вы значительно повышаете вероятность возникновения аварийной ситуации. В то время как вы начнете разворот, вы рискуете совершить столкновение с автомобилем, движущимся по трамвайным путям.
  • Разворот производится со встречных трамвайных путей. Здесь имеет место грубое нарушение п. 9.6. ПДД, а именно: «выезд и движение на трамвайные пути встречного направления».
  • При выезде на трамвайные пути встречного направления транспортное средство оказалось не перпендикулярно им (путям). В данном случае, маневр может быть представлен сотрудниками ГИБДД в качестве выезда на трамвайные пути встречного направления, и повлечь за собой штраф.
  • При развороте по левую сторону относительно движения припаркованы машины. В данном случае поворот стоит начинать, когда «носы» вашей машины и припаркованного автомобиля находятся на одной линии, подобная постановка, в условиях ограниченного пространства, позволит избежать столкновения с припаркованными транспортными средствами.

Штрафы, связанные со въездом на трамвайные пути

Число ДТП, участниками которых становятся трамваи и автомобили, с каждым годом лишь увеличивается. В 95% случаев виновником аварийной ситуации признается водитель, находящийся за рулем машины, т. к.

выезжая на трамвайные пути, он обязан не создавать помех движению трамвая.

Случаи, когда вина лежит на водители трамвая (который, например, осуществлял движение при запрещающем сигнале светофора), тоже встречаются, но их количество не превышает 5% от всех случаев.

Однако даже без наличия аварийной ситуации, двигаясь по трамвайным путям, автолюбитель может получить штраф или даже лишиться водительских прав. Размер наказания напрямую зависит от пункта ПДД, который был, в данном случае, нарушен. Так:

  • За остановку на трамвайных путях вам придется заплатить: 3 тыс. р, если это произошло в Санкт-Петербурге либо в Москве, 1,5 тыс. р. – в любом другом городе РФ.
  • Создание помех для трамвая, движущегося в попутном направлении, влечет штраф – 500 р.
  • За нарушение правил дорожной разметки придется заплатить от 500 р. до 1500 р (при повороте/развороте в нарушение разметки).
  • Выезд на встречные трамвайные пути в первый раз обойдется водителю в 5 тыс. р (либо лишение прав на 4 – 6 месяцев), повторно – лишением прав на год.
  • Выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия будет стоить водителю от 1 до 1,5 тыс. р.

Помните, при развороте на трамвайных путях следует всегда предварительно пропускать трамвай, даже если движение того грубо нарушает ПДД. В противном случае последствия аварии для вашего автомобиля (да и для вас самих) могут оказаться куда более серьезными, чем для трамвая.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/razvorot-na-tramvajnyx-putyax/

Правила разворота на трамвайных путях

Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Особенности движения по трамвайным путям

Согласно Правилам дорожного движения, автолюбитель может задействовать трамвайные пути для достижения собственных целей только если рельсы расположены по левой стороне дороги, в попутном с автомобилем направлении. Обязательное условие – пути рельсового транспорта обязательно должны быть вровень с проезжей частью основной дороги.

ПРМЕЧНИЕ: Если трамвайные пути возвышаются над автомобильной дорогой либо находятся значительно ниже ее уровня, то такое положение приравнивает рельсы к разделительной полосе. Кроме вероятности повредить детали машины, поворот либо разворот через подобную конструкцию может привести к лишению прав или денежному штрафу.

Также запрещено движение по трамвайным путям, если рельсы трамвая расположены по правую сторону от направления движения автомобиля, поскольку ­ в этом случае машина будет находиться на встречных трамвайных путях, а это серьезное нарушение ПДД, карающееся изъятием водительского удостоверения.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

ПРИМЕЧАНИЕ: Движение по путям рельсового общественного транспорта возможно только для опережения, но не обгона попутного потока автомобилей, поскольку обгон предусматривает выезд на встречную полосу.

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

  • Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой.
  • Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай. Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота.

ПРИМЕЧАНИЕ: И поворот налево, и разворот через трамвайные пути подразумевают пересечение рельсов встречного направления исключительно прямо, т. е. перпендикулярно к автодороге. В случае когда водитель, заканчивая маневр, некоторое время едет по встречным трамвайным путям, инспектора ДПС вправе изъять водительское удостоверение.

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

  1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
  2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
  4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.

Источник: https://auto-lawyer.org/pdd/pravila-razvorota-na-tramvajnyx-putyax.html

Когда разрешено движение по трамвайным путям?

Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только при выполнении нескольких условий:

  • трамвайные пути должны находиться слева;
  • трамвайные пути должны быть расположены на одном уровне с проезжей частью;
  • трамвайные пути должны идти в попутном направлении.

Основываясь на этом списке условий можно сразу же выявить ситуации, в которых движение по трамвайным путям запрещено:

  1. Трамвайные пути находятся справа от дороги. В городах, где организовано трамвайное движение, подобная ситуация далеко не редкость.
  2. Трамвайные пути находятся ниже проезжей части (на газоне) или выше проезжей части. В данном случае трамвайные пути являются разделительной полосой и выезд на них запрещен, т.к. разделительная полоса по определению не предназначена для движения и остановки транспортных средств.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути в любом случае является нарушением правил, и за него водитель может получить наказание в виде лишения прав. Однако об этом речь пойдет чуть позже.

Правила дорожного движения предусматривают возможность использования трамвайных путей для движения прямо, для поворота налево и для разворота. Обратите внимание, что трамвайные пути изначально не предназначены для поворота направо и выполнение подобного маневра в любом случае будет нарушением правил.

Подчеркну тот факт, что при выезде на трамвайные пути водитель не должен создать помех для движения трамваю.

Кроме того замечу, что выезд на трамвайные пути попутного направления может быть дополнительно запрещен с помощью дорожных знаков или разметки. Например, для этого может использоваться сплошная линия разметки вдоль трамвайных путей.

Движение прямо по трамвайным путям

Движение прямо по трамвайным путям попутного направления вне перекрестка возможно лишь в том случае, если заняты все попутные полосы движения на дороге.

Движение по трамвайным путям на перекрестке подробно обсуждалось в этой статье, поэтому повторно рассматриваться не будет.

Поворот налево через трамвайные пути

Поворот налево на трамвайных путях вне перекрестка должен выполняться следующим образом:

  1. Необходимо убедиться, что поворот не запрещен правилами дорожного движения: трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью и расположены слева от водителя. Кроме того следует обратить внимание на линии разметки, которые могут находиться справа, посередине и слева от трамвайных путей. Если хотя бы в одном из перечисленных мест нанесена сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, то от маневра следует отказаться.
  2. Необходимо занять положение на трамвайных путях попутного направления. При этом нужно следить за трамваями, движущимися как в попутном направлении, так и во встречном.
  3. Необходимо выполнить поворот налево через трамвайные пути встречного направления. При этом поворот нужно сделать так, чтобы встречные трамвайные пути оказались для Вас перпендикулярными, т.е. нужно выехать на них под прямым углом. В противном случае маневр может рассматриваться сотрудниками ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления.

Разворот на трамвайных путях

Правила разворота на трамвайных путях совпадают с правилами выполнения поворота налево, речь о котором шла выше.

Еще раз обращаю внимание, что трамвайные пути в данном случае необходимо проехать под прямым углом, чтобы никому не дать повода заподозрить Вас в выезде на встречные пути.

Обгон по трамвайным путям

Выполнение обгона по трамвайным путям в настоящее время невозможно, т.к. обгон должен быть связан с выездом на полосу встречного движения, но движение по трамвайным путям встречного направления запрещено во всех случаях.

Опережение по трамвайным путям попутного направления правилами не запрещено.

Изменение правил дорожного движения

Начиная с 17 октября 2011 года вступило в силу решение Верховного Суда РФ, относящееся к пункту 9.6 правил дорожного движения. Оно указывает на то, что часть пункта 9.6, затрагивающего движение по трамвайным путям, следует признать недействующей. Звучит оно следующим образом:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.

6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г.

N 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

Это усовершенствование правил устранило существовавшую ранее неоднозначность (с одной стороны, правила разрешали обгон по трамвайным путям попутного направления, а с другой стороны, такой маневр невозможен даже теоретически).

Дтп на трамвайных путях

В данном случае рассмотрим только дорожно-транспортные происшествия с участием автомобиля и трамвая. Связано это с тем, что авария на трамвайных путях с участием только автомобилей ничем не отличается от аварии, например, на парковке или на перекрестке.

Что касается ДТП при движении автомобиля по трамвайным путям, то виновным в нем всегда является водитель автомобиля, т.к. выезд на трамвайные пути изначально подразумевает, что не будет создано помех трамваю.

Замечу, что в некоторых ситуациях в ДТП может быть виноват и водитель трамвая. Например, при выезде трамвая из депо или при движении трамвая на запрещающий сигнал светофора.

Выезд на попутные трамвайные пути

Наказание за выезд на трамвайные пути попутного направления зависит от того, какой пункт правил был нарушен при выезде.

Например, если трамвайные пути отделены сплошной линией разметки, то наказанием за нарушение правил будет штраф за нарушение требований дорожной разметки – 500 рублей.

Еще один пример. Создание помех движению трамвая попутного направления наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Рекомендую распечатать таблицу штрафов ГИБДД и пользоваться ею для определения размеров возможных штрафов.

Остановка на трамвайных путях в настоящее время наказывается штрафом в размере 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и 1 500 рублей для остальных регионов. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье “Выделенные штрафы для городов федерального значения”.

Выезд на встречные трамвайные пути

Движение по трамвайным путям встречного направления в настоящее время наказывается штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

Повторное наказание за то же самое нарушение составляет 1 год лишения прав. Ну а в том случае, если повторное нарушение зафиксировано с помощью средств автоматической видеофиксации нарушений, лишение прав будет заменено штрафом в размере 5 000 рублей.

Еще одна ситуация, в которой лишение прав заменяется штрафом, – это выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. В данном случае речь идет о штрафе в размере 1 000 – 1 500 рублей.

На этом рассмотрение ПДД для трамвайных путей завершено.

Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/pdd/razvorot-cherez-tramvajnye-puti.html

Поворот и разворот через трамвайные пути

Многие автомобилисты часто сталкиваются с необходимостью выполнить разворот на трамвайных путях. При этом примерно треть из них не знакома с правилами совершения подобных манёвров и о штрафах за их нарушение.  Движение по трамвайным путям отличается некоторыми тонкостями, знакомство с которыми необходимо жителям крупных городов.

Особенности езды по трамвайным линиям

Использование трамвайных путей для проезда автомобилей характеризуется отдельными нюансами, игнорирование которых может привести к назначению штрафа. Практика показывает, что трамвайная линия — это особенная зона дороги. Малейшая неточность движения автомобилиста может привлечь внимание инспектора ГИБДД и закончиться назначением штрафа.

Эти обстоятельства обусловлены  тем, что въезд и движение по рельсам возможно только если они:

  • Расположены на левой стороне по отношению к направлению движения. Также как для всех ТС, для трамвая действует правостороннее движение. Поэтому въезд на пути, расположенные справа, считается передвижением по «встречке».
  • Находятся вровень с поверхностью дороги. Когда рельсы приподняты над основным покрытием автотрассы и отделяются от неё насыпью, движение автомобилей по ним невозможно и будет считаться административным правонарушением.
  • Не отделены от трассы сплошной разметочной линией, и на перекрёстке, который расположен перед ними, не установлены запрещающие знаки.

Когда въезд на рельсы запрещен

Исходя их вышесказанного, запрещено движение по трамвайным путям:

  • Отделённым от основных полос движения сплошной линией.
  • Обозначенным на предыдущем перекрёстке запрещающим движение автомобилей знаком.
  • Приподнятым над поверхностью трассы либо отделённым от неё дополнительными конструктивными элементами.
  • Расположенным на встречном направлении.

Важно. Запрещён въезд на трамвайные пути, если в это время создаются помехи для движения по ним трамваю. Поскольку общественный транспорт по правилам в приоритете организации движения, любая помеха ему будет считаться нарушением ПДД. Двигаясь по трамвайным путям, прежде всего стоит убедиться, что не возникнет помеха для основного ТС.

Правила поворота и разворота на трамвайных путях

Трамвайные рельсы можно использовать для:

  • проезда прямо;
  • разворота;
  • поворота налево.

Важно. Поворот направо по трамвайной линии, независимо от обстоятельств — это нарушение.

Разворот на путях

Термин «разворот» в ПДД не значится, но практически им считается пересечение трамвайных путей и перемещение ТС на противоположную первоначальному движению полосу. Разворот через трамвайные пути необходимо совершать под прямым углом, без остановки.

Движение вне перекрестка

Разворачиваться на трамвайных путях вне перекрёстка необходимо с учётом следующих требований:

  • Поворот налево с трамвайных путей возможен, если они расположены слева.
  • Перед совершением манёвра нужно быть уверенным, что трамвая поблизости нет.
  • Разворот осуществляется после пропуска встречных автомобилей.

Назначить штраф водителю инспектор имеет право при допуске следующих нарушений:

  • Разворот непосредственно с проезжей части. Такие действия водителя неизменно создают аварийную ситуацию, поэтому предусматривает наказание.
  • Разворот осуществлён со встречной трамвайной линии.
  • Во время разворота автомобиль остановился поперёк трамвайных путей.

Движение и разворот на перекрестке

Двигаться непосредственно по трамвайной линии разрешается исключительно в попутном направлении и при дополнительном условии, что все остальные полосы для движения в попутном направлении заняты.

При этом на перекрёстке действуют особенные правила:

  • Когда сигналы светофора и регулировщика разрешают движение всем участникам, трамвай будет иметь преимущество и автомобиль обязан уступить дорогу.
  • Если движение регулируется стрелкой, активированной в дополнительной секции одновременно с красным или жёлтым сигналом светофора, уступить дорогу обязан трамвай.

Обгон по попутным трамвайным путям в настоящее время правилами не допускается. В этой ситуации трамвайные пути расположены с противоположной стороны, поэтому обгон по трамвайной линии невозможен и будет расценен как выезд на встречную полосу.

Опережение по попутным трамвайным путям допускается в обстоятельствах, если автомобиль не помещает общественному транспорту. Но если в попутном направлении есть свободные полосы, на трамвайные пути лучше не въезжать.

Штрафы, связанные с въездом на трамвайные пути

Размер штрафа зависит от действий водителя в конкретных обстоятельствах:

  • 500 рублей(или предупреждение) – выезд на пути, отделённые от дороги сплошной линией разметки.
  • 500 рублей – создание помех движению трамвая в попутном направлении.
  • 1500 рублей (3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга) – остановка на трамвайной линии.
  • 5000 рублей(или лишение прав на 4-6 месяцев) – выезд на встречные трамвайные пути. За аналогичное нарушение в случае вынужденного объезда препятствия – от 1000 до 1500 рублей.
  • Лишение прав на срок до года – за повторное нарушение правил. Связанных со въездом на трамвайные пути. 5000 рублей за повторное нарушение, зафиксированное автоматическими камерами.

Дтп на трамвайной линии

ДТП, совершённое на трамвайных путях, может обернуться не только штрафом, но и взысканием суммы ущерба от остановки трамвая.

Ожидание инспектора для рассмотрения дела может затянуться, следовательно, трамваи не смогут двигаться по рельсам. Для трамвайного парка это выльется в убытки, составляющие не один десяток тысяч рублей.

Транспортное управление подаст в суд на виновника ДТП и взыщет сумму убытков.

Поэтому в случае ДТП необходимо начертить схему происшествия, сделать фото с разных ракурсов и убрать автомобиль с путей. Такое развитие событий возможно только в том случае, если трамвай непосредственно в ДТП не принимал участия. Дальнейшее оформление происшествия производится в ближайшем отделении ГИБДД.

В случае ДТП, в котором задействован трамвай, виноватым признаётся водитель автомобиля. Обстоятельство обусловлено тем, что машина может въезжать на трамвайные линии только в том случае, если не создаются помехи для проезда по ним самого трамвая.

Важно. Исключение составляют обстоятельства, когда вагоновожатый допустил проезд на красный сигнал или внезапно выехал из депо.

На видео инструктор объясняет, как правильно делать разворот на трамвайных путях.

Из всего вышесказанного невольно напрашивается вывод, что движение и разворот по трамвайным путям осуществляется с максимальной осторожностью, соблюдением всех особенностей и только в крайних случаях. Любое возникновение помехи движению трамвая может закончиться наложением штрафа и даже лишением прав.

Источник: http://yurist-naavto.ru/razvorot-na-tramvajnyx-putyax.html