Первобытнообщинная формация. Первобытнообщинная формация и ее значение для понимания всемирно-исторического процесса

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием  которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис –это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка  включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом. Он же выделил типы формаций.

Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ.

Структура формации –состоит из базиса и надстройки.

Базис (иначе он называется производственными отношениями)– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).

Надстройка– это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).

Способ производства =производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.

Производительные силы — люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался  как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация: средства производства , орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация: средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в  то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация: средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация:  характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%E2%84%96-12-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B5%D1%91-%D1%82%D0%B8%D0%BF/

Социально-экономические формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм

Следует понимать, что не существовало строгих рамок перехода одной формы общественного устройства к другому. Каждое государство развивалось индивидуально, сохраняя общие тенденции социально-экономической формации.

Сегодня выделяют 5 социально-экономических формаций, основанных на определенных формах собственности:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая (социалистическая).

Первобытнообщинный строй

При первобытнообщинном строе люди жили общинами (первобытный мир — периодизация). Родовая община включала в себя от 20 до 100 человек, которые вели оседлый образ жизни, охотились, возделывали землю, занимались собирательством, осваивали ремесла (родовая община, обустройство родовой общины).

Материальных различий как таковых еще не было, они могли проявляться только в более массивных украшениях из костей и шкур животных.

Особое уважение получали жрецы и старейшины, у которых учились обустройству жизни. Не менее почитаемыми были сильные воины, от которых зависела безопасность общины и пропитание.

В остальном не было существенных различий, так как каждый человек работал на благо своей родовой общины.

Рабовладельческий строй

При рабовладельческом строе началось активное производство средств существования. Активно развивались земледелие, ремесло (как зарождались ремесла), скотоводство.

Из-за разрастания общин, появления излишков производства, освоения более развитых инструментов и материалов труда меняется характер присвоения продуктов производства. Прибавочный продукт присваивали себе вожди, их окружение и жрецы.

Появляется такое понятие как «эксплуатация».

Возникает 2 основных класса:

  • рабовладельцы;
  • рабы (лишены собственности и средств производства, более того – сами являются собственностью).

Рабовладельческий строй достиг своего наивысшего развития в Древней Греции и Древнем Риме, проявляя себя в такой государственной форме как деспотия.

Производственные отношения строились на угнетении рабов, потребности которых были сведены к минимуму, что позволяло рабовладельцам получать максимальный прибавочный продукт.

Источником получения рабов являлись захватнические войны, в результате которых пополнялись ряды безвольных людей – бесплатной рабочей силы.

Несмотря на два главенствующих класса, при рабовладельческом строе также существовали другие классы, не отличающиеся численной значительностью.

Это были ростовщики, купцы, крестьяне, хотя даже они имели в своем распоряжении рабов, а значит, относились к классу рабовладельцев. Вопрос заключался только в том, сколько рабовладелец может позволить себе рабов.

Простой крестьянин имел в своем распоряжении одного – двух рабов, в то время как зажиточный купец мог себе позволить несколько десятков рабов.

Классовая борьба обострилась настолько, что рабовладельческий строй закончил свое существование. Отправной точкой для краха рабовладельческого строя стало восстание Спартака в Древнем Риме.

Феодализм

Феодальный строй вытеснил рабовладельческий с масштабным развитием земледелия (появилась тяговая сила для пахоты: лошадь, плуг).

Отношения при феодализме строились между феодалом и его вассалом. Землю обрабатывал крестьянин, который имел в своей собственности средства производства, в отличие от безвольного раба. Несмотря на владение средствами производства (та же лошадь с плугом), феодал полностью присваивал себе прибавочный продукт.

Вассальную пирамиду возглавлял король (монарх), вассалами которого были крупные землевладельцы. Они в свою очередь имели в своем распоряжении безграничный труд крестьян и ремесленников.

Капитализм

Капитализм основан на появлении капиталиста и рабочего, где первый является производителем, второй продает свой труд.

Если вы вернетесь к рабовладельческому строю, то увидите, что труд раба не имеет никакого отношения к прибавочному продукту. Но и труд рабочего тоже не имеет к нему никакого отношения.

Разница между рабом и рабочим – в свободе, но и один, и второй имеют в своем распоряжении только необходимые средства к существованию.

Тем не менее, свобода рабочего предполагает его возможный переход в ранг капиталиста при наличии:

  • потребителя (спрос на продукцию);
  • первоначального капитала (кредит в банке);
  • свободной рабочей силы.

Социализм

Большим плюсом капитализма является финансирование новых изобретений, пусть и угодных пока олигархату (например, идеи Николы Теслы остались за бортом только из-за желания сильных мира сего получить прибыль за счет нефти).

Прогресс позволяет улучшить материальную жизнь и применять машины в производстве, полностью избавив человека от физической работы. Таким образом, социализм – это общественный строй, где труд по материальному обеспечению людей взяли бы на себя машины, в то время как сами люди бы жили по принципу братства, равенства и справедливости при отказе от частной собственности.

Источники:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Общественно-экономическая_формация
  • Кушатов И.М. Размышления о материи и сознании
  • Философский словарь
  • Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Социализм

Источник: http://istoria-mira.ru/epoxi/socialno-ekonomicheskie-formacii-pervobytnoobshhinnyj-stroj-rabovladelcheskij-stroj-feodalizm-kapitalizm-socializm/

Первобытнообщинная формация и ее значение для понимания всемирно-исторического процесса


5

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

В
В Е Д Е Н И Е

Тема: Первобытнообщинная формация
и ее значение для понимания
всемирно-исторического процесса

Во прос ы : 1. Предмет, содержание, задачи и значение истории первобытного общества как науки. 2. Общая характеристика основных этапов первобытной истории.

В истории человечества известно несколько сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, последовательная смена которых представляет собой естественноисторический процесс.

О количестве формаций, или исторических типов общества существуют разные мнения, однако ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом в истории человеческого общества была первобытнообщинная формация, которая началась около 3 млн. л. назад с выделением людей из животного состояния и завершилась за несколько тысячелетий до н.э.

с появлением имущественного, общественного неравенства, классов и государства. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях первобытнообщинного строя. История первобытного

общества рассматривается как раздел исторической науки, изучающий развитие человечества до появления классов и государства. Утверждение о том, что настоящая история начинается только с появления классового общества, а история первобытности лишь подготовка к ней неправомерны.
История первобытного общества включает целый ряд важнейших до конца нерешенных проблем — происхождение самого человека (антропогенез), становление общественных отношений (социогенез), происхождение семьи, религиозных верований, искусства, зарождение важнейших форм хозяйственной деятельности — земледелия и животноводства, возникновение частной собственности, классов и государства. С первобытной истории начинается история человечества, поэтому только в истории первобытного общества можно найти истоки явлений и процессов, которые составляют содержание человеческой деятельности и культуры. Знание первобытной истории расширяет исторический кругозор, углубляет понимание современного мира, показывает его исторические корни, позволяет выявить исторические закономерности поступательного развития человечества. В этом заключается познавательное значение изучения первобытной истории.
6 Целый ряд проблем исследуемых историей первобытного общества имеют

мировоззренческое значение — проблема происхождения человека, религиозных верований и т. д., их изучение способствует формированию материалистического мировоззрения.

Наука о первобытности — это не только далекая история, отошедшая в небытие, но, отчасти и современная изучающая ныне живущее поколение людей — т.н. первобытную периферию, а также остатки первобытности в классовых обществах. Основные этапы первобытной истории: эпоха первобытного человеческого стада, ранняя родовая община охотников, рыболовов и собирателей, позднеродовая община земледельцев-животноводов, первобытная соседская
(земледельческая, территориальная, сельская община), являвшаяся промежуточным звеном между родовым строем и классовым обществом. Каждому из этих этапов соответствуют определенные археологические периоды. Таким образом, предмет история первобытного общества изучает процесс зарождения, расцвета и гибели первобытнообщинных отношений, а также судьбы первобытной периферии в классовых формациях. 1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   20

Переднеазиатские. Многочисленные находки были сделаны в израильских пещерах Амуд, Табун, Кебара. Обладали прогрессивными чертами: высокий черепной свод, почти прямой лоб, зачатки подбородочного выступа, менее выражены надбровные дуги, пропорции тела характерные для современного человека.

21

Атипичные. Неандертальцы, жившие во время рисс-вюрмского межледниковья

(150-70 тыс. лет назад). Находки из Эрингсдорфа (Германия ), Саккопасторе (Италия),

Гановце (Словакия), Крапина (Хорватия) и др. Характеризовались сочетанием архаических и прогрессивных черт в строении черепа, объем которого был меньше, чем у классических форм. В настоящее время атипичных неандертальцев относят к виду гейдельбергского человека.

Известная находка скелета мужчины 40 летнего возраста с ампутированной правой рукой из пещеры Шанидар в Ираке (70—45 тыс. л.) является свидетельством зачатков альтруизма в коллективе неандертальцев. О зарождении абстрактного мышления свидетельствуют появившиеся в мустьерскую эпоху первые сознательные погребения. Захоронение неандертальского мальчика обнаружено в 1939 г. А.П.
Окладниковым в пещере Тешик-Таш (45 тыс. л.) в Узбекистане. Мальчик погребен на боку в скорченном положении, вокруг него в определенном порядке установлены рога горных козлов, на которых охотились в данной местности. В мире известно около 60 неандертальских погребений. На территории бывшего СССР известны находки взрослой и детской особи неандертальца в пещере Киик-Коба (Крым), в районе Белогорска (Крым), в Грузии. Неандертальские стоянки известны на территории России, Беларуси, Украины,

Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, на Кубани, в Поднестровье и Приазовье.

Техническая вооруженность палеоантропа значительно возросла в сравнении с предшествующим периодом. Инвентарь неандертальца включал несколько десятков типов орудий мустьерской эпохи. Наиболее характерны — остроконечник (для стрелы или копья), скребло для выделки туш, ножи, орудия с выемкой для шлифовки дерева.

Большая часть орудий изготавливалась путем вторичной обработки на отщепах. Главное технологическое достижение — техника, «леваллуа», позволявшая получать серию стандартных тонких пластин пригодных для изготовления совершенных орудий.

Наличие на неандертальских стоянках костей определенных видов животных свидетельствует о специализированной охоте.

В мустьерское время намечается разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирательницами.

Типы поселений — стоянки, мастерские по обработке камня, кратковременные охотничьи стоянки, базовые поселения.

Заселялись гроты, пещеры, сооружались большие шалаши или хижины из веток, которые покрывались шкурами, укрепляемыми с помощью костей мамонта. Появилась вера в загробную жизнь, зачатки идеологических представлений, искусства.

Представление о неандертальцах как обязательной фазе антропогенеза изжило себя, хотя до 90-х гг.XX cт. оно было господствующим и поддерживалось многим крупными антропологами. По поводу исчезновения неандертальцев существуют различные точки зрения. Оно могло быть обусловлено целым рядом обстоятельств, 22 которые еще подлежат выяснению.

Привлечение данных палеогенетики и молекулярной биологии внесут свой вклад в решение неандертальской проблемы. В

2009 г. частично был прочитан геном неандертальца, признаков гибридизации с сапиенсами не обнаружено. В 2010 г группой ученых под руководством Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии им.М.

Планка в Лейпциге было доказано, что неандертальцы и сапиенсы могли скрещиваться между собой.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ, И С ТО РИ О Г РА ФИ Я И СТО РИ И ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВАТема: Источники первобытной истории Во прос ы: 1. Особенности источниковедения первобытной истории. 2. Реконструктивные возможности данных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Источниковедение первобытной истории обладает особой спецификой делающей восстановление древнейшего прошлого человечества едва ли не самой сложной областью исторического познания. В отличие от других разделов всемирной истории, исследователи первобытной истории почти не располагают письменными источниками.Первобытное общество было теснейшим образом связано с природной средой и зависело от нее больше чем все последующие исторические периоды. Поэтому с самого начала история первобытного общества формировалась как комплексная научная дисциплина, использующая достижения широкого круга наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов. Науки эти следующие: археология, этнология, историческая антропология, геология, палеография, лингвистика, фольклористика, археоботаника, археозоология, приматология, физика, химия, информатика.

7

Археология изучает историческое прошлое человечества по вещественным или материальным памятникам. Вещественные памятники воссоздают материальную культуру первобытных людей, дают возможность проследить динамику, преемственность в развитии культуры от ее примитивных форм до более сложных.

Раскопками добывается богатый палеоантропологический, археозоологический, археоботанический материал, памятники искусства. Археологические источники исключительно информативны для реконструкции исторических процессов огромна. Древнейшие эпохи — эпоха первобытного человеческого стада (праобщины), ранняя родовая община освещаются исключительно данными археологии.

Этнология изучает все стороны культуры и быта народов, их происхождение, расселение, социальные институты, общественную структуру, культурно- исторические взаимоотношения.

Этнология изучает отсталые народности, сохранившие черты первобытнообщинного строя а также пережитки первобытности уцелевшие у высокоразвитых современных народов. Современные отсталые общества нельзя напрямую отождествлять с первобытными коллективами, т.к.

все они, за редким исключением испытывают влияние классовых обществ. Отсталые общества подразделяются на: а) апополитейные — (греч. apo — до, polites — цивилизация) первобытные общества, существовавшие до возникновения первых цивилизаций; б) синполитейные — (греч.

syn — одновременный, pоilites — цивилизация) первобытные общества сохранившиеся после появления первых цивилизаций.

Реконструктивные возможности этнологических источников особенно велики в изучении таких явлений как формы семейно-брачных отношений, социальных институтов, систем родства, религиозных верований и т.д.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 4

Источник: http://danovie.ru/pervobitnoobshinnaya-formaciya-i-ee-znachenie-dlya-ponimaniya.html