Особый порядок закупки электрической энергии унитарными предприятиями. Объект закупки электроэнергия описание Электроэнергия по 44 фз пункт

Нужно ли размещать извещение в ЕИС, если закупка будет проходить в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Содержание

Ответ

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2021 года по 1 января 2021 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры.

С 2021 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.

Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При закупке услуг гарантирующего поставщика электроэнергии извещение размещать не нужно. Данный случай не указан в ч.2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Когда заключить контракт с единственным поставщиком

Для каждой закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя работают свои правила. Например, в одних случаях заказчик должен потребовать от участника обеспечение исполнения контракта, а в других может этого и не делать. Об особенностях каждой из закупок у единственного поставщика расскажем в рекомендации.

Ситуация: вправе ли заказчик выкупить земельные участки для строительства дороги у конкретных собственников в рамках закупки у единственного поставщика

Нет. В данной ситуации нормы Закона № 44-ФЗ не применяют.

Решение изъять земельный участок для государственных или муниципальных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. При этом нужно руководствоваться Земельным кодексом РФ (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).

Ситуация: какой документ бюджетное учреждение подписывает с единственным поставщиком: договор или контракт

Бюджетное учреждение заключает контракт. Под ним понимают соответствующий гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Государственные или муниципальные контракты бюджетные учреждения заключают, если им передали полномочия государственного или муниципального заказчика.

Закупка энергоснабжения или электроэнергии у гарантирующего поставщика

Контракт заключают на основании:пункта 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Размещать извещение о закупке в ЕИС:не нужно.

Готовить отчет-обоснование:не нужно.

Установить обеспечение контракта:не обязательно.

Привлекать экспертов, экспертные организации:не обязательно.

Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.

Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную процедуру, если заключает договор с гарантирующим поставщиком электрической энергии. Это коммерческая организация, которая обязана заключить договор (контракт) купли-продажи электрической энергии с любым потребителем, который к ней обратится (ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ).

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. журнала – это высшая степень достоверности.

Поставщики электроэнергии по своей природе являются монополистами. В то же время закупка электроэнергии по логике 44-ФЗ должна быть конкурсной. Явное противоречие между сутью отношений и их юридическим оформлением требует от госзаказчика особого подхода.

Чем установлена обязательность контрактной системы

По смыслу ст.539 ГК РФ, договор энергоснабжения относится к разновидностям купли-продажи. По условиям сделки энергоснабжающее предприятие обязуется бесперебойно подавать абоненту электроэнергию через сеть.

При этом потребитель должен:

  • своевременно рассчитываться (предполагается обязательное авансирование);
  • соблюдать нормативно установленный и оговоренный сторонами режим потребления;
  • поддерживать в рабочем состоянии отрезок электросети, находящийся в его ведении;
  • обеспечить наличие и исправность оборудования, в том числе – измерительных приборов.

44-ФЗ о контрактной системе госзакупок предусмотрел исключительный перечень продукции и услуг, на закупку которых его предписания не распространяются (п.2 ст.1). Договор энергоснабжения к числу исключений не отнесен. Детальнее о контрактной системе в сфере госзакупок можно узнать .

То есть, договор о поставке электроэнергии для нужд муниципального или госзаказчика может быть заключен исключительно в порядке и на условиях 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика

Отсутствие заявок при проведении открытого конкурса либо наличие единой заявки предполагает признание процедуры закупки несостоявшейся (п.13 ст.51 44-ФЗ).

Загвоздка в том, что абонент уже подключен к электросети определенного поставщика и, скорее всего, работает с ним годами. В такой ситуации трудно ожидать заинтересованности в заключение контракта от других участников энергетического рынка.

Оптимальный путь – обоснование закупки электроэнергии у единственного поставщика. Такая возможность в рамках 44-ФЗ оговорена статьей 39. Актуальны два исключения.

  1. Контракт на электроснабжение с гарантирующим поставщиком (п.4 ст.39).
  2. Ситуация, когда сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. при условии, что годовой объем закупок, проведенных в таком режиме, не превышает 2 млн руб. и 5% совокупного объема закупок за календарный год. К муниципальным заказчикам, находящимся в сельской местности, ограничения не применяются (п.29 ст.39).

Использование второго варианта часто невозможно. Для большинства муниципальных и госзаказчиков энергоснабжение – не самая проблемная часть закупок. Они обычно используют резерв внеконкурсных закупок для иных целей.

Как оформить обоснование

Обоснование закупки электроэнергии у единственного поставщика должно содержать следующие пункты:

  • цель и необходимость закупки товара/работы/услуги;
  • описание товара/работы/услуги, а также существенных условий договора и преимуществ контрагента;
  • объяснение причин, по которым невозможно использовать конкурентные способы определения поставщика;
  • вывод о необходимости закупки у конкретного единственного поставщика;
  • ссылки на нормы, которые установлены законами и подзаконными актами.

Заключение контракта с гарантирующим поставщиком

Таковым является предприятие, которое обязано заключить абонентский договор с любым обратившимся к нему потребителем, чьи электропринимающие устройства находятся в зоне его ответственности. Условия подключения являются техническими: состояние электросети, наличие измерительных приборов и подобное.

Статусом гарантирующего поставщика (ГП) организация может быть наделена принудительно в силу 35-ФЗ «Об электроэнергетике» либо добровольно. Перечень ГП по регионам утверждается и обнародуется Федеральной службой по тарифам в лице ее региональных структур. ФСТ РФ также является контролирующим органом в отношении ГП:

  • утверждает тарифы и сбытовую надбавку;
  • проверяет условия осуществления деятельности, в том числе касательно заключения договоров на поставку.

Госзаказчику необходимо опубликовать извещение о грядущей закупке электроэнергии у гарантирующего поставщика. Процедура заключения контракта все же подразумевает некоторые попущения: отсутствует необходимость обосновывать целесообразность закупки вне конкурса и цену контракта.

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

  • закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;

Источник: https://wcmn.ru/osobyi-poryadok-zakupki-elektricheskoi-energii-unitarnymi.html

Объект закупки электроэнергия описание. Особый порядок закупки электрической энергии унитарными предприятиями Энергоснабжение по 44 фз

Поставщики электроэнергии по своей природе являются монополистами. В то же время закупка электроэнергии по логике 44-ФЗ должна быть конкурсной. Явное противоречие между сутью отношений и их юридическим оформлением требует от госзаказчика особого подхода.

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ.

Закупка электроэнергии – это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.

2014 № 19).

Источник: https://www.newslifebologoe.ru/obekt-zakupki-elektroenergiya-opisanie-osobyi-poryadok-zakupki.html

Особый порядок закупки электрической энергии унитарными предприятиями. Объект закупки электроэнергия описание Договоры энергоснабжения по 44 фз

На сайте zakupki.gov многие организации размещают извещение о закупке у единственного поставщика по п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Хотя в ч.2 ст.93 44-ФЗ нет прямого указания на размещение извещения по данному пункту. Скажите, надо ли все-таки размещать извещение на поставку электроэнергии по п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Заранее спасибо!

Какой пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ использовать для заключения договора?

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв.

постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п.

29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Каждый заказчик – потребитель электрической энергии. Закон № 44-ФЗ предусматривает особые основания для заключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, а также услуг по ее передаче.

Однако заключение и исполнение таких договоров регулируется не только законодательством о контрактной системе, но и специальным законодательством об электроэнергетике.

В статье расскажем, как заказчикам учитывать это в своей работе.

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв.

постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п.

 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ.

Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.

2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2018 № Д28и-846, от 06.04.2018 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2016 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения.

Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения.

При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным.

Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.

Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2018 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2017).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.

) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.

) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами.

Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.

Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса.

Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств.

По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление.

Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.

Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2017 по делу № А42-3555/2016).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России.

Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ.

Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.

В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2018 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2017).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1627

Объект закупки электроэнергия описание. Особый порядок закупки электрической энергии унитарными предприятиями Контракт на поставку электроэнергии по 44 фз

Поставщики электроэнергии по своей природе являются монополистами. В то же время закупка электроэнергии по логике 44-ФЗ должна быть конкурсной. Явное противоречие между сутью отношений и их юридическим оформлением требует от госзаказчика особого подхода.