Муниципальные помещения сдаваемые в аренду. Уведомления и споры. Порядок найма муниципальной недвижимости

Особенности аренды муниципального имущества

Муниципальные помещения сдаваемые в аренду. Уведомления и споры. Порядок найма муниципальной недвижимости

Аренда муниципального имущества это один из наиболее распространенных способов получение жилого помещения для временного пользования. Зачастую такой способ самый выгодный для арендаторов. Заключению арендного соглашения предшествует проведение конкурсов или торгов. Важно разобраться, как законодательство РФ регулирует указанный вопрос, и какие документы для этого нужны.

Особенности арендных отношений

В процедуру аренды собственности муниципалитета входит подписание договора с местными властями в отношении жилого или нежилого помещения, которое передается для временного использования.

Чаще всего соглашение заключается для осуществления какой-либо деятельности, так как плата за аренду ниже, чем в отношении сторонних коммерческих помещений. Заключить такой договор не сложно, так как муниципалитет большую часть доходов получает именно от сдачи помещений в аренду.

По нормам статьи 215 российского Гражданского кодекса, имущество муниципального типа это объекты жилого или нежилого вида, которые принадлежат субъекту Федерации на праве владения. Управление таким имуществом осуществляется местными властями.

Муниципальная собственность может закрепляться за организациями или предприятиями, получающими право распоряжаться и владеть указанным объектом по своему усмотрению. Если имущество так не закрепляется, муниципалитет сам им распоряжается.

Данные о наличии такого имущества размещаются на интернет-площадках местных властных органов. Если сведений нет, желающие вправе направить в соответствующую администрацию запрос о наличии сдаваемых в аренду помещений.

Арендаторами собственности муниципального типа зачастую выступают лица, которые занимаются малым бизнесом. К ним относятся следующие субъекты:

  • предприниматели индивидуального типа;
  • кооперативы различного типа (сельскохозяйственные, производственные, потребительские);
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • партнерства, хозяйственные сообщества.

Особенности заключения договора аренды

Основа для предоставления помещения в аренду – заключение договора. В документе фиксируются условия соглашения, размер арендной платы, периоды оплаты и т.д.

Аренда муниципальных помещений может фиксироваться в документах следующих типов:

  1. В договоре, дающем право в дальнейшем выкупить арендуемое помещение.
  2. Долгосрочный арендный договор (сроком больше одного года).
  3. Соглашение о текущем оформлении аренды на указанное помещение.
  4. Безвозмездный договор о пользовании муниципальным имуществом. Особенность такого соглашения состоит в том, что арендная плата за пользование помещением не взимается, но арендатор обязан вернуть объект договора в изначальном виде с учетом естественного износа.
  5. Договор об управлении недвижимым имуществом на доверительной основе. Суть такого соглашения – передача организации или предприятии помещения в бессрочное пользование и распоряжение. При этом какие-либо решения относительно реализации или использовании данного имущества должны приниматься только после согласования с муниципалитетом.
  6. Договор на использование и хранение объекта сделки.

Чаще всего используется обычный договор аренды. При этом стороны вправе вносить в соглашение свои коррективы, если они не противоречат нормам российского законодательства.

Арендаторам важно помнить, что в их обязанность, помимо уплаты арендных взносов, необходимо будет рассчитывать и платить НДС. Сумма платежа рассчитывается на основании размера аренды конкретного объекта.

Особенности получения помещения по договору

В федеральном законе № 135 закреплено, что собственность, не находящаяся в хозяйственном ведении субъекта местного уровня, может сдаваться в аренду только на основании конкурса (аукциона, торгов).

Такой же порядок применяется, если  объект договора находится в собственности унитарного муниципального предприятия, государственного автономного учреждения, органа муниципального типа в оперативном управлении.

Порядок реализации муниципального имущества посредством проведения аукциона или конкурса. При проведении аукциона заявки подаются публично с возможностью ознакомления с предложениями других лиц, а при конкурсе – конфиденциально.

Процедура торгов зафиксирована в Приказе № 67, изданном Федеральной антимонопольной службой. В нем также закреплен перечень объектов имущества, которые могут передаваться в аренду только на основании конкурса.

Все сведения об аукционных объектах размещается на сайте torgi.gov.ru. Помимо общего перечня сдаваемых объектов, там можно узнать основные положения проектов договоров, сумму арендной платы и т.д.

Источник: https://pravoved365.ru/nedvizhimost/arenda-i-najm/arenda-municipalnogo-imushhestva

Какое имущество считается муниципальным

Гражданский Кодекс РФ в статье 215 дает дефиницию муниципальной собственности. Так, к ней относится то имущество, владельцем которого выступает:

  • сельское или городское поселение;
  • иные муниципальные структуры.

Непосредственно к имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • природные объекты;
  • здания, сооружения и их части;
  • оборудование и транспорт;
  • любые так называемые непотребляемые предметы, то есть те, которые в процессе использования не теряют своих характеристик.

Органы местного самоуправления (далее – МСУ) имеют право приобретать в собственность новые площади, вести деятельность от имени муниципальных структур, представлять их интересы в суде, а также выполнять вмененные им обязанности, входящие в компетенцию, установленную законодательно.

В основном считается, что целью сдачи в аренду муниципального имущества является оказание услуг населению, проживающему на территории данного поселения. А также, чтобы пополнить денежными средствами местный бюджет.

Оформление арендных отношений

Особенности оформления арендных отношений, если дело касается муниципального имущества, регулируются специальным нормативно-правовым актом, действующим на федеральном уровне. Речь идет о ФЗ №135 «О защите конкуренции». Его статья 17.

1 говорит о том, что для найма подобного помещения обязательно заключается договор в письменной форме. Однако чтобы получить право на совершение такой сделки, необходимо сначала провести торги. Впрочем, иногда законодатель делает исключение.

Это касается имущества, использующегося:

  • организациями почтовой связи;
  • медицинскими и образовательными учреждениями;
  • конторами, оказывающими нотариальные и адвокатские услуги;
  • религиозными движениями и политическими партиями.

Данный перечень не является исчерпывающим, все остальные исключения перечислены в уже упомянутой статье 17.1.

Итак, опишем порядок действия предпринимателя, который хочет претендовать на аренду муниципального имущества. Прежде всего, он обращается в учреждение или управляющую организацию, которая является владельцем интересующего его помещения.

Чаще всего со списком всех свободных площадей можно ознакомиться на сайте соответствующего органа или структуры, а заявление отправить в электронном виде. Однако если нужные сведения отсутствуют, рекомендуется обратиться с ходатайством лично.

Проведение торгов

Как было сказано выше, предоставить муниципальную площадь в аренду можно лишь после проведения торгов. Они проходят как в «удаленном» режиме, так и в виде отдельного официального мероприятия. Форма определяется ГК РФ в статье 448, а проведение имеет следующий порядок:

  • оповещение о проведении конкурса;
  • разработка и подготовка документов;
  • подача заявок претендентами;
  • непосредственно проведение;
  • определение победителя, с которым заключается сделка.

Непосредственным предметом таких торгов считается право заключения договора аренды.

В извещении о проведении конкурса должна быть обязательно указана начальная цена лота: ею признается либо минимальная величина арендной платы, либо минимальная стоимость права подписания соглашения.

Правила торгов никаким образом не регулируют порядок определения указанных цен. Это делает сам организатор, ориентируясь на законодательные акты в области оценки имущества.

Претендентом может быть гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо) или предприниматель.

Обратите внимание! Если есть только один участник конкурса, претендующий на указанное помещение (или иное муниципальное имущество), то договор будет заключен с ним без проведения торгов.

Это правило идет вразрез со стандартными требованиями гражданского законодательства. Ст.

447 ГК РФ, например, говорит о том, что торги, в которых участвует лишь один претендент, считаются несостоявшимися.

Указанная выше ремарка, однако, не касается проведения торгов по поводу муниципальных земельных и водных участков. Поскольку вопросы, связанные с ними, регулируются Земельным и Водным Кодексом соответственно.

По смыслу понятно, что если участников торгов несколько, победителем будет признан тот, кто предложить самую большую цену либо за заключение договора, либо за аренду. Кстати, если после трехкратного объявления текущей начальной стоимости никто не соглашается, организатор обязан снизить ее на 0,5 процента.

Заключение сделки

После того, как конкурс в виде торгов состоялся, собственник муниципального имущества подписывает протокол, в котором зафиксированы результаты, с победителем. Затем оформляется непосредственно соглашение в виде типового, стандартного договора. Правила и порядок заключения определяются статьей 447 ГК РФ.

Обратите внимание! Требование гражданского законодательства таково, что если помещение снято на срок, превышающий 12 месяцев, договор должен быть зарегистрирован в государственных органах власти. На данный момент уполномоченным является Комитет по управлению имуществом.

В договоре должны быть указаны все важные условия, четко и недвусмысленно определены права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение пунктов письменного соглашения.

Так, обычно отмечается, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить текущий ремонт за счет собственных средств.

Однако если речь идет о капитальном ремонте, то он должен производиться органом МСУ (то есть собственником), разумеется, когда иное не указано в тексте договора.

Кроме того, нужно понимать, что назначить арендную плату ниже той, что была определена на торгах, нельзя ни в коем случае.

Это может быть оспорено в судебном порядке, если на муниципальное имущество были другие претенденты. Однако документы о конкурсе порой содержат порядок, через который производится пересчет цены в большую сторону.

Разумеется, претенденты должна быть ознакомлены с ним, так как происходит это по согласию сторон.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Расторжение договора

Варианты прекращения договорных отношений по аренде муниципального имущества установлены в законодательной форме. Так, это может происходить:

  • по обоюдному соглашению сторон сделки;
  • если один из партнеров нарушил условия договора, и этим был нанесен значительный вред другой стороне;
  • в иных случаях, прямо определенных правовыми актами, например, окончание срока найма или если стороны договорились досрочно расторгнуть сделку.

Моментом завершения арендных отношений считается день подписания письменного соглашения об этом. Нужно помнить, что поскольку первоначальный договор на срок более 1 года подлежал обязательной государственной регистрации, сделка о расторжении также должна быть оформлена подобным образом.

Обратите внимание! Оба партнера обязаны направить в регистрирующий орган добровольное согласие о прекращении арендных отношений. Если одна из сторон не согласна с этим, то другая вправе обратиться в суд за разрешением сложившейся ситуации.

Продление сделки

Если помещение полностью устраивает предпринимателя, а срок аренды подходит к концу, можно договориться о продлении договора. По общему правилу, это также осуществляется через проведение торгов, однако имеются исключения.

Так, если организация или лицо-арендатор выполняли свои обязанности, указанные в соглашении, точно, не допускали просрочек по оплате, у них есть право перезаключить договор на новый срок, минуя стадию конкурса.

Однако требуется соблюдение нескольких требований:

  • новое соглашение должно действовать не менее 3 лет, однако срок может быть уменьшен, если об этом в письменной форме просит арендатор;
  • величина ежемесячной арендной платы определяется только после определения рыночной цены самого объекта. Оценка должна полностью соответствовать требованиям законодательства, касающегося данного мероприятия.

Таким образом, реализуется право арендатора на преимущественное заключение соглашения на новый срок.

Кроме того, есть особенное положение, которое действует лишь для тех, кто первый раз вступил в арендные отношения по поводу определенного помещения до июля 2008 года. Они вправе просто продолжать пользоваться муниципальным имуществом после истечения срока договора, в течение неопределенного периода, если арендодатель не протестует против этого.

Выводы

В последнее время аренда именно муниципального имущества становится все более популярной. Причина, скорее всего, заключается в том, что законодательная база регулирования постепенно совершенствуется, а сами сделки отличаются стабильностью, если сравнивать со съемом помещения у коммерческой организации.

Предприниматель может заключить подобную сделку, если знает о всех тонкостях и хитростях данного договора. Вариант этот представляется достаточно выгодным, поскольку обычно муниципальные площади сдаются по приемлемой цене.

Источник: https://pravbaza.ru/arenda-nedvizhimosti/arenda-municipalnogo-imushhestva

Как передаются муниципальные помещения в аренду: 5 этапов

Муниципальные помещения сдаваемые в аренду. Уведомления и споры. Порядок найма муниципальной недвижимости

Разные представители бизнеса в определенный момент времени нуждаются в помещении для работы.

Оно может быть представлено магазином или зданием, предназначенным для ведения производственной деятельности.

Нередко приходится сталкиваться предпринимателям с тем, что принадлежат определенные виды недвижимости муниципалитету. Поэтому для их использования приходится оформлять недвижимость в аренду.

Особенности аренды нежилого помещения, принадлежащего муниципалитету

Районная администрация может быть владельцем разных объектов недвижимости, которые при определенных условиях могут предоставляться в аренду разным представителям бизнеса или даже продаваться.

Важно! Для оформления такого помещения в аренду должны соблюдаться предпринимателями определенные условия.

Законодательное регулирование

На основании ст. 17.1 ФЗ №135 имеется возможность муниципалитету сдавать недвижимость, которая принадлежит местным властям, в аренду разным представителям предпринимательства.

Как заключить договор аренды между ООО и физическим лицом? Смотрите тут.

Для этого должны проводиться аукционы или специальные торги.

Как арендуется муниципальное имущество? Особенности в этом видео:

Но в этом же законе приводятся определенные ситуации, когда не требуется проводить эти торги. К ним относится:

  • арендатором выступает государственное предприятие или некоммерческая компания, работающая в социальной сфере или в области медицины;
  • оформляется в аренду на срок, не превышающий 1 месяца;
  • объект обладает площадью меньше 20 кв. м., а также в конкретном строении помещение по размеру не превышает 1/10 от общей площади;
  • на составление арендного договора претендует только один предприниматель или компания.

ФЗ №135 дополнительно указывает, что все объекты недвижимости, принадлежащие муниципалитету, могут сдаваться в аренду исключительно на конкретные сроки, оговоренные в законодательстве.

Недвижимость, принадлежащая муниципалитету, может быть представлена офисами или магазинами, производственными помещениям или складами, а также другими объектами.

Как юрлицам заключить договор аренды нежилого помещения? Особенности здесь.

Процедура сдачи ее в аренду регулируется местными нормативными актами, но по федеральному законодательству для этого требуется проводить торги.

Схема аренды муниципальных помещений.

Как арендовать помещение у муниципалитета

Процесс оформления арендного договора с муниципалитетом на определенную недвижимость делится на последовательные этапы:

  • Первоначально определяется, какая именно недвижимость требуется предпринимателю или компании.
  • Подается заявка на участие в торгах, причем о проведении их оповещаются потенциальные арендаторы через разные СМИ. Претендовать можно только на те объекты, которые выставлены администрацией. Участвовать в этом процессе могут ИП и представители разных компаний, а также учредители предприятий.
  • Регистрируются компании или ИП как участника торгов. Для этого можно посетить местную администрацию или выполнить все необходимые действия через сайт городской администрации.
  • Проведение самих торгов. Любой лот, представленный недвижимостью, принадлежащей муниципалитету, выставляется по базовой цене. Участники торгов могут повышать стоимость арендной платы, поэтому тот представитель бизнеса, который предложит самую высокую цену, выигрывает торги.
  • Заключение договора с представителем региональной администрации. Это происходит после выявления победителя.

Каждый участник перед проведением торгов должен внести специальный взнос, размер которого равен примерно 15% от стоимости конкретного объекта.

Как составить дополнительно соглашение к договору аренды помещения, смотрите тут.

Правила оформления договора аренды

Любое помещение оформляется в аренду с помощью с подписания арендного договора. Образец договора аренды нежилого помещения можно скачать ниже бесплатно.

Именно он содержит права и обязанности, которые имеются у каждой стороны данного соглашения.

Важно! Образец договора можно найти в интернете, но каждый муниципалитет может пользоваться собственной формой этого документа.

Обязательно прописываются в договоре права и обязанности каждой стороны, к которым относится:

  • арендодатель должен соблюдать условия соглашения;
  • о расторжении договора арендодатель должен оповещать арендатора письменно за 30 дней до этого процесса;
  • арендатор может пользоваться определенным муниципальным имуществом, а также заключать контракты с разными коммунальными службами, банками или страховыми компаниями;
  • полученная недвижимость должна содержаться в оптимальном состоянии;
  • не допускается осуществлять работы, связанные с изменением планировки объекта, но это разрешается выполнить только при наличии разрешения от администрации;
  • текущий ремонт осуществляется за счет арендатора;
  • если сам арендатор желает расторгнуть договор, то он об этом предупреждает муниципальные власти за 30 дней.

Особенности уплаты арендных платежей и устанавливающиеся ограничения

Размер платежа указывается непосредственно в арендном договоре, где дополнительно должна иметься информация о том, когда должны перечисляться средства. Прописываются и иные условия для сторон.

Важно! Муниципальные власти могут потребовать от арендатора предоставления квитанций об оплате аренды.

Арендатор должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, а если этого не выполнять, то муниципалитет может удержать нужную сумму со счета фирмы.

За несвоевременное перечисление средств по договору начисляется неустойка, причем ее размер должен оговариваться в соглашении заранее. Если выявляется злостное уклонение от уплаты аренды, то назначается специальная комиссия, которая определяет размер дополнительного штрафа.

Образец договора аренды.

Какие требуются документы

Для заключения арендного договора с муниципальными властями от предпринимателя требуется документация:

  • заявление;
  • справка о доходах, подтверждающая платежеспособность потенциального арендатора;
  • регистрационные документы для фирмы;
  • св-во о регистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • паспорт предпринимателя;
  • если пользуется компания услугами представителя, то у него должна иметься заверенная нотариусом доверенность;
  • иные документы, которые могут потребоваться муниципальным властям.

.

По каким причинам арендный договор может досрочно расторгаться

Досрочное расторжение договора может осуществляться по инициативе обеих сторон.

Наиболее часто это необходимо по причинам:

  • помещение используется не по назначению;
  • отсутствует надлежащее содержание объекта;
  • требуется помещение для нужд города;
  • выявляется, что в документах, переданных арендатором, имеются недостоверные сведения;
  • не вносятся платежи по договору арендатором дольше двух месяцев подряд;
  • не заключаются контракты с коммунальными службами.

В самом договоре может иметься информация о разных возможностях для его расторжения.

Как арендовать недвижимость у муниципалитета? Пошаговая инструкция в этом видео:

Преимущества и недостатки

Оформление арендного договора с муниципальными властями сопровождается как плюсами, так и некоторыми минусами.

К преимуществам относится:

  • возможность уплачивать невысокие арендные платежи;
  • отсутствуют риски, что арендатор будет обманут.

Имеются некоторые минусы. Они заключаются в необходимости участвовать в торгах, а также не все помещения сдаются муниципалитетом в аренду.

Имеются возможности для досрочного расторжения договора, причем арендатор не может повлиять на это решение.

У него имеется множество обязанностей по содержанию имущества, а также он за свои деньги проводит текущий ремонт.

Заключение

Таким образом, можно оформить договор аренды даже на муниципальное имущество.

Это допускается только при удовлетворении определенных условиях. Обе стороны соглашения должны соблюдать условия договора, а также помнить о правах и обязанностях каждого участника.

Существуют возможности для расторжения этого соглашения досрочно, причем не только арендатором, но и арендодателем.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/arenda-i-najm-zhil-ya/munitsipal-ny-e-pomeshheniya-v-arendu.html

Аренда муниципальных нежилых помещений в 2019 – образец договора

Муниципальные помещения сдаваемые в аренду. Уведомления и споры. Порядок найма муниципальной недвижимости

Необходимость аренды нежилых помещений, находящихся на балансе районной администрации, возникает, чаще всего, у индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которым, в связи с их деятельностью, необходимо конкретное нежилое помещение.

И если аренда приватизированных зданий или сооружений не вызывает практически никаких вопросов, то в отношении аренды муниципальных площадей существует ряд важных нюансов, которые нельзя упустить из виду.

Согласно действующему законодательству, сдавать в наем муниципальные площади допускается только при условии проведения предварительных аукционов или торгов.

Однако ст. 17.1. ФЗ № 135 “О защите конкуренции” приведены некоторые случаи, когда торги могут не проводиться:

  • когда потенциальный арендатор – это государственная организация или некоммерческое учреждение медицинской или социальной направленности;
  • если помещение берется в аренду на срок меньше 1 месяца;
  • площадь арендуемого помещения не более 20 кв. м. и занимает не больше одной десятой от общей площади здания или сооружения;
  • когда на аренду претендует только одно физическое или юридическое лицо.

Согласно ФЗ № 135, органы местного самоуправления могут сдать в аренду находящееся на балансе муниципалитета имущество только на определенные сроки. Право стать арендаторами предоставляется как физическим, так и юридическим лицам.

Муниципальная недвижимость может иметь следующее предназначение:

  • офисы;
  • торговые площадки;
  • производственные помещения;
  • склады и др.

Порядок взятия в аренду строго регулируется на законодательном уровне. Речь, прежде всего, идет про публичные торги.

Как снять

Аренда муниципальных помещений осуществляется в строгом соответствии с нижеуказанными этапами:

  1. Подача заявки на участие в аукционе или торгах.

О проведении аукциона или торгов сообщается на сайте районной администрации или посредством иных СМИ. В качестве объектов недвижимости могут выступать только те, которые выставлены на аукцион.

В торгах могут принимать участие не только частные бизнесмены под видом физлиц, но и различные организации, а также их учредители.

  1. Регистрация как участника торгов или аукциона.

Каждый, кто подал заявку на участие в торгах или аукционе, должен пройти несложную процедуру регистрации.

Если заявка отправляется онлайн через сайт администрации, через некоторое время на указанный номер телефона поступит СМС-уведомление или звонок с сообщением о времени и месте проведения торгов.

  1. Непосредственно сами торги.

Каждый лот выставляется с уже определенной базовой стоимостью. Участники торгов могут делать ставки, тем самым повышая будущую арендную плату за объект недвижимости. Кто предложит наивысшую цену, тот и будет признан победителем торгов.

  1. Заключение договора с органом местной администрации.

После того, как победитель был выявлен, следует заключение контракта на аренду муниципального помещения. Торги не проводятся, если количество претендентов – лишь одно физическое или юридическое лицо.

Важно! Перед проведением аукциона или торгов, в качестве гарантии участия в процедуре, каждый из участников вносит залог (или так называемый вступительный взнос) в размере 10-15 % от стоимости муниципального помещения.

Размер взноса может быть и иным, устанавливаемым в зависимости от количества участников и других факторов.

Как оформить предварительный договор аренды нежилого помещения описывается в этой статье.

Все права и обязательства сторон сделки будут закреплены в договоре между арендатором и арендодателем в лице гражданина или юридического лица и органа местного самоуправления соответственно.

Вот лишь некоторые права и обязанности арендодателя, которые должны быть указаны в договоре:

  • соблюдение условий контракта в интересах арендатора;
  • уведомление контрагента в письменном виде о расторжении договора не позднее, чем за 30 дней;
  • прочие условия.

Права и обязанности арендатора:

  • пользование указанным в договоре нежилым помещением;
  • заключение различных договоров с ресурсоснабжающими организациями, страхование имущества, банковские операции;
  • поддержание муниципальных площадей в должном санитарном и техническом состоянии;
  • запрет на перепланировку помещения без соответствующего разрешения районной администрации;
  • текущий ремонт помещения за счет денежных средств арендатора;
  • уведомление муниципалитета не позднее 1 месяца до предполагаемой даты расторжения сделки;
  • внесение своевременных арендных платежей.

Скачать образец можно здесь.

Плата по договору и существующие ограничения

Размер оплаты за аренду нежилых муниципальных помещений обычно указывается в договоре сторон. Там же проставляется и срок для оплаты, а также иные условия (например, о возможности арендатора вносить арендную плату на несколько месяцев вперед).

Важно! Муниципалитет вправе истребовать от арендатора предоставление ксерокопий квитанций об оплате не позднее срока, указанного в соглашении сторон.

Что касаемо оплаты за коммунальные услуги, то она производится отдельно на расчетные счета ресурсоснабжающих компаний. В случае неоплаты в установленные сроки арендодатель вправе самостоятельно произвести удержание с расчетного счета арендатора.

Если арендатор несвоевременно вносит арендную плату, начисляется неустойка в размере, определенным договором сторон.

Процент неустойки может меняться не чаще, чем 1 раз в календарный год. При злостном уклонении от оплаты на арендатора могут наложить штраф, размер которого определяется специальной государственной комиссией.

Какие нужны документы

Для заключения договора муниципальной аренды выигравшее конкурс лицо обязано предоставить в муниципалитет комплект следующей документации:

  • заявление на заключение договора аренды;
  • подтверждение платежеспособности – справка о доходах (для физического лица) или выписка с расчетного счета о движении активов (для юридического лица);
  • регистрационные документы (для юридического лица) – свидетельство о государственной регистрации, выписка из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о регистрации и выписка из ЕГРИП – для индивидуальных предпринимателей;
  • общегражданский паспорт – для физических лиц;
  • доверенность, удостоверяющая полномочия представителя (если заявление и прилагаемые документы подает не заявитель, а его доверенное лицо);
  • другие документы, перечень которых устанавливается соответствующим распоряжением муниципалитета.

Причины досрочного расторжения

В соглашении сторон должен быть отдельный раздел, посвященный обстоятельствам досрочного расторжения сделки.

Рассмотрим некоторые условия, при которых возможно досрочное прекращение отношений:

  • арендатор не соблюдает цели пользования помещением, указанные в договоре;
  • ненадлежащее содержание нежилых помещений;
  • обстоятельства, которые влекут за собой необходимость использования предоставленного в аренду помещения для нужд города;
  • сведения в предоставленных документах оказались недействительными;
  • арендатор не заключил соглашения с ресурсоснабжающими компаниями;
  • арендатор не вносил арендную плату более 2 месяцев подряд;
  • прочие условия, указанные в договоре.

Плюсы и минусы

У аренды муниципальных площадей все же больше минусов, чем плюсов. Однако некоторые преимущества тем не менее есть:

  • более низкая арендная плата по сравнению с частными арендодателями;
  • небольшие риски остаться обманутым.

А вот минусов гораздо больше:

  • необходимость участия в публичных торгах или аукционе;
  • не каждое муниципальное помещение может сдаваться в аренду – чтобы найти такое, нужно постоянно отслеживать объявления о конкурсе в местных СМИ;
  • договор аренды могут в любой момент аннулировать, сославшись на использование арендуемого помещения для нужд города или муниципалитета;
  • у арендатора гораздо больше обязанностей по содержанию муниципального жилья, чем находящегося в частной собственности;
  • все текущие ремонтные работы будут производиться за счет денежных средств арендатора.

Итак, муниципалитет или государство могут сдавать в наем нежилые помещения без проведения конкурса, но только в случаях, указанных в ст. 17.1. ФЗ № 135.

Если среди претендентов на аренду только одно лицо, конкурс не проводится. Победителю предоставляется преимущественное право на заключение договора аренды.

Образец договора аренды нежилого помещения между физическим и юридическим лицом вы можете посмотреть тут.

Особенности договора безвозмездной аренды нежилого помещения читайте по ссылке.

Источник: http://kvartirkapro.ru/arenda-municipalnyh-nezhilyh-pomeshhenij/

Суть и выгода аренды муниципальной собственности

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Что входит в муниципальное имущество

Статья 215 ГК РФ поясняет, что под муниципальным имуществом понимают объекты нежилого либо жилого типа, принадлежащие тому или иному субъекту Российской Федерации на основании права собственности.

В частности, владельцем и распорядителем может выступить любая административно-территориальная единица страны – город, поселок, деревня и любое другое образование, а точнее, его орган власти.

Главное, чтобы на уровне субъекта осуществлялось местное самоуправление.

При этом муниципальное имущество может быть закреплено за отдельными предприятиями и организациями, которые получают право владеть и распоряжаться объектом. Если же подобного не происходит, недвижимость включается в муниципальную казну субъекта РФ.

Обычно сведения об объектах, предоставляемых в аренду, размещаются на специализированных интернет-площадках, в частности, на сайтах местных органов власти. Если подобная информация по каким-то причинам отсутствует, любой желающий может направить соответствующий запрос в местную администрацию. Данные должны быть представлены по первому требованию, причем на бесплатной основе.

Стоит уточнить, что помимо муниципального имущества допускается арендовать и объекты государственной собственности. Принципиальных различий здесь практически не имеется, потому как оба процесса регулируются одними и теми же законами.

Кто может стать арендатором

В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

Субъектами среднего бизнеса признают:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
  • крестьянские и фермерские хозяйства;
  • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

Договорное сопровождение сделки

Предоставление площади в арендное пользование всегда сопровождается заключением соответствующего соглашения. Эксплуатация муниципальных помещений исключением не считается.

В юридическом смысле арендный договор закрепляет факт перехода собственности во временное распоряжение третьего лица (арендатора). документа в обязательном порядке включает условия сделки, размер платы, сроки взносов и прочие моменты. Причем реальную силу такое соглашение обретает только после подписания его обеими сторонами – собственником имущества и непосредственно арендатором.

И вот здесь стоит обозначить существующие виды договоров аренды муниципальной собственности. Выделяют:

  1. соглашение с возможностью последующего выкупа помещения;
  2. договор долгосрочной аренды, когда период действия документа составляет несколько лет;
  3. соглашение текущей аренды, предполагающее временное пользование помещением;
  4. договор безвозмездного пользования, когда плата за аренду не предусмотрена, но вторая сторона обязуется вернуть объект с учетом допустимого износа либо на условиях, прописанных в соглашении;
  5. контракт на доверительное управление имуществом, подразумевающий передачу предприятию какого-либо помещения на неопределенный период на условиях распоряжения собственностью с учетом интересов изначального владельца (муниципалитета);
  6. договор хранения и одновременной эксплуатации имущества.

Несмотря на то, что вариантов арендных соглашений существует немало, обычно используется стандартный контракт. Правда органы самоуправления конкретного субъекта РФ вправе корректировать и устанавливать собственный порядок проведения таких сделок. Главное, чтобы действия административных органов не противоречили законодательству.

Специфика аренды

Правовой акт № 135-ФЗ определяет, что, если собственность не закреплена как хозяйственное владение за субъектом на уровне местной власти, она может быть сдана предпринимателю исключительно на конкурсной основе.

Аналогичный порядок будет действовать если помещение находится во владении:

  • муниципального унитарного предприятия;
  • автономного госучреждения;
  • муниципального органа, при условии оперативного управления.

Словом, в большинстве случаев получить муниципальный объект в аренду допускается только после проведения конкурса либо аукциона.

Первый вариант предполагает полную конфиденциальность информации о конкурентах. Торги же подразумевают публичную подачу заявки.

То есть заинтересованные лица могут предварительно изучить условия предложений от других претендентов и сформировать более выгодный вариант.

Порядок проведения торгов изложен в Приказе ФАС России под № 67. Здесь же указан перечень имущественных объектов, в отношении которых проведение конкурса считается обязательным.

Однако положения приказа могут быть дополнены нормативными актами, изданными на уровне местных муниципалитетов.

Обычно порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

Сведения по объектам, а также информация, касающаяся таковых, публикуется на сайте torgi.gov.ru. Здесь можно посмотреть сведения об актуальных предложениях, основные условия аренды и размер оплаты.

Порядок аренды на конкурсной основе

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия. 

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Допустима ли аренда без проведения конкурса

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

Льготы

В 2019 году для владельцев малого бизнеса предусмотрены преференции при аренде муниципальной собственности. Федеральный закон № 209 в статье 18 раскрывает суть таких привилегий. Прежде всего, органы власти могут предоставить в пользование помещение или иной объект на безвозмездной основе либо на льготных условиях.

Местное самоуправление может самостоятельно регулировать порядок особых программ аренды, однако обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Причем списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим. Например, размещены в интернете, печатных изданиях, на инфо-стендах и оглашены на ТВ.

Налогообложение

Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица.

К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре.

Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

Источник: https://law03.ru/finance/article/arenda-municipalnogo-imushhestva

Юриста дом
Добавить комментарий