Кто расписывается за механика в путевом листе. Типичные ошибки при заполнении путевых листов. Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Каждое предприятие ведет учет, занося сведения о поступлении и расходовании горюче-смазочных материалов в специальную ведомость, если эксплуатирует автотранспортное средство. Оно применяет в своей деятельности рекомендованные Минтрансом нормативы либо разрабатывает собственные.

Но в отдельных предприятиях зачастую не осведомленность в их применении приводит к перерасходу ГСМ, приводя к непредвиденным осложнениям во взаимоотношениях с налоговой службой.

Что это такое автотранспортных средств, снабжение их горюче-смазочным материалом приводит к определенным затратам, связанным с эксплуатацией автотранспорта. Они включаются в перечень расходов в налоговом учете.

При совпадении размера затрат на покупку ГСМ с установленными законодателем нормативами на них не осуществляется начисление НДФЛ. В противном случае предприятиям приходится уплачивать налог на прибыль в большем размере.

Содержание

Акт на списание гсм

После составления акта на списание ГСМ и принятия его в бухгалтерском и налоговом учете компании, документ передается на хранение в архив предприятия, где он должен содержаться установленное законом время. Пример составления акта на списание ГСМ

  1. Вначале акта справа или слева (не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем компании, укзывают название предприятия и дату составления акта.
  2. Далее посередине вписывается наименование документа и коротко обозначается его смысл (в данном случае это «списание ГСМ»).
  3. После этого в акт вносится состав комиссии с указанием должностей сотрудников, а также их персональных данных.
  4. Следующее, что нужно отметить: период, за который происходит списание горюче-смазочных материалов, а также марку и гос номер конкретного автомобиля.
  5. Ниже идет таблица.

Списание гсм по путевым листам

Ведомость составляется на основании путевого листа, накладных и чеков по закупке ГСМ. Информация, содержащаяся в ведомости:

  • полное наименование предприятия;
  • наименование структурного подразделения;
  • персональные данные водителя;
  • марка, государственный номер автомобиля;
  • данные о подотчетном периоде списания ГСМ.

Во втором документе – путевом листе указывается маршрут автотранспортного средства, объем израсходованного топлива. Он выдается каждому водителю перед началом рабочего дня диспетчером и подлежит сдаче после его окончания материальному бухгалтеру. К нему прилагается авансовый отчет по денежным средствам, полученным для покупки ГСМ.

Что касается смазочных материалов, то их учет ведется аналогично учета топлива.

Порядок учета и списания гсм по путевым листам в 2017-2018 годах

БРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание комиссии требуется только в крупных организациях, предприятия малого бизнеса могут обходиться без этого: здесь для списания ГСМ достаточно простого решения руководителя фирмы оформленного в письменном виде.

Правила составления акта на списание ГСМ Стандартного унифицированного, обязательного к применению образца акта на списание горюче-смазочных материалов нет.

Организации и предприятия имеют полное право выбрать один из двух основных способов:

  • каждый раз по мере надобности составлять документ в произвольном виде (но это не очень-то удобно),
  • исходя из своих потребностей разработать шаблон документа самостоятельно (в этом случае его следует утвердить в учетной политике фирмы).

Однако, вне зависимости от того, какой именно вариант оформления бланка акта для списания ГСМ будет выбран, в его заполнении нужно придерживаться некоторых правил.

Акт на списание горюче-смазочных материалов

Внимание Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации. Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

В организации должен быть оформлен приказ о списании ГСМ и топлива. СОДЕРЖАНИЕ:

  • 1 Понятие ГСМ
      • 1.0.1 Порядок списания горюче-смазочных материалов
    • 1.1 Расчет нормы расхода топлива
      • 1.1.1 Бухучет ГСМ и проводки

Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

Можно ли списать бензин без путевого листа

Данное правило распространено на транспортное средство, которое находится в исправном состоянии с полным комплектом оборудованных в него приборов, включая спидометр.

При его отсутствии из создавшегося положения можно выйти, утвердив норму расхода ГСМ на рабочий день или поставив километраж приблизительно пройденному расстоянию с дальнейшим осуществлением вычисления по нормативам.

Сведения об объеме топлива надлежит внести в ведомость учета.

Списание ГСМ можно осуществить по путевому листу, где указывается общий пробег транспорта за рабочее время.
В такой ситуации рассчитывается объем выполненной работы за смену.

Порядок списания гсм на предприятии и составление акта

Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы. Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.
Скачать акт контрольного замера расхода топлива.

Бухучет ГСМ и проводки Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций). Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26).

Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.

Как списать гсм, если организация не ведет путевых листов

Важно При этом считается, что они находятся в рабочем состоянии, позволяющем производить все виды работ. Предприятие для учета топлива должно вести:

  • документацию по приему и отпуску;
  • дело по требованию-накладной;
  • ведомость учета потребления топлива и смазочных материалов;
  • отчет об осуществлении движения.

Списывается дизельное топливо на основании накопительной ведомости, составленной по данным путевого листа по фактически израсходованному объему топлива за отчетный период.

Ведомость принимается к учету вслед за осуществлением сверки с данными путевого листа, о чем в ней делается соответствующая пометка. Для учета дизельного топлива бухгалтерией заводится счет второго порядка «Топливо в баках транспортного средства». Он ведется по всему предприятию или по его подразделениям.

Особенности учета гсм на предприятии

Предприятие должно проводить оценку поступающего и используемого объема в ведомости, которое является основанием для оформления акта на списание, которое входит в число первичных учетных документов. Как правило, на многих предприятиях списание производится один раз в месяц по установленному на них графику. Руководство предприятия издает приказ об осуществлении процедуры.

Если какое-либо транспортное средство было направлено в командировку, то оформление документации производится с учетом производственных заданий, подлежащих выполнению.

При этом акт на списание ГСМ по командировке составляется, исходя из продолжительности командировки, маршрута движения транспортного средства, интенсивности его эксплуатации и объема выполненной работы.

Источник: http://k-p-a.ru/uchet-topliva-oformlenie-putevyh-listov-i-spisaniya/

По каким путевым листам и чекам больше нельзя списать бензин — новые разъяснения чиновников. Статьи компании «Бухуслуга.Инфо »

Что не так. Инспекторов не устраивают путевые листы, в которых вместо подробного маршрута фраза «по городу» или только исходный и конечный пункты поездки — гараж компании, без указания промежуточных пунктов назначения.

Как правильно. Чтобы подтвердить расходы на бензин, включите в путевой лист подробный маршрут поездки. Инспекторы хотят видеть такие данные о маршруте, чтобы по ним можно было точно определить путь и цель поездки.

Сведений о пути движения автомобиля нет в перечне обязательных реквизитов путевого листа (приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Но эта информация нужна, чтобы доказать налоговикам, что расходы на ГСМ обоснованны. Часто налоговиков поддерживают и суды (постановления арбитражных судов Поволжского округа от 2 декабря 2016 г.

по делу № А55-16446/2015 и Уральского округа от 8 мая 2015 г. по делу № А50-14001/2014).

Указывайте начальную, промежуточные и конечную точки поездки по возможности точно. Адрес пишите с номером дома, офиса, строения. Еще лучше дополнительно указать название контрагента, мероприятия. Тогда у проверяющих не возникнет лишних вопросов о производственной цели поездки, а вам не придется вспоминать, зачем же ее организовывали.

Формально требования указывать каждый адрес, где был водитель, нет. К тому же в начале смены водитель не всегда знает, куда его пошлют.

Но если не указать маршрут или написать общие фразы типа «по городу», «по заданию компании», инспекторы могут заподозрить, что цель поездки была непроизводственная, и снять расходы на ГСМ.

Стоимость израсходованного бензина включат в доходы водителя, доначислят НДФЛ и страховые взносы (письмо Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-04-05/28243).

Со своей стороны можно попробовать доказать производственное назначение расходов. Путь следования можно подтвердить отчетами по эксплуатации транспортного средства, картами, товарно-транспортными накладными с адресами покупателей и поставщиков. Иногда судьи принимают такие документы (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2015 г. № Ф06-23360/2015).

Путевой лист без медосмотра

Что не так. Отметка о медосмотре водителя — обязательный реквизит путевого листа. Но если это единственный недостаток в документе, маловероятно, что налоговики снимут расходы только из-за этого.

Как правильно. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, подпись, расшифровка и штамп медицинского работника — обязательные реквизиты путевого листа (подп. 2 п. 7, п. 16 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Требование связано с тем, что закон обязывает проводить предрейсовые осмотры всех водителей компании или предпринимателя, который сам водит транспортное средство. Послерейсовые медицинские осмотры проводят только для водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы (ст.

23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Но к отметкам о медосмотре налоговики относятся не так строго. Если в путевом листе не хватает только этих отметок, а другие реквизиты компания заполнила по всем правилам, инспекторы признают расходы на ГСМ. Если же в путевом листе налоговики найдут и другие ошибки, то могут снять расходы.

Есть и другая опасность. Инспектор ДПС может оштрафовать компанию или предпринимателя на 30 000 руб. за то, что пассажиров и багаж или груз перевозит водитель, который не прошел медосмотр (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

В законе предусмотрен еще штраф Росздравнадзора на сумму от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП РФ).

Но для компаний, у которых основной вид деятельности не перевозки, проверки Росздравнадзора и штрафы от него маловероятны.

Указывайте число, месяц, год, часы и минуты проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя. Рядом должен быть штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводил медосмотр. Если нет возможности нанять медработника в штат, заключите договор оказания услуг по проведению осмотров водителей с медицинской организацией, у которой есть действующая лицензия.

Путевой лист без техосмотра

Что не так. Налоговики могут придраться к путевому листу, если заметят, что в нем нет нового обязательного реквизита — отметки о техосмотре машины.

Как правильно. С 26 февраля в путевых листах нужно указывать дату и время предрейсового контроля технического состояния машины, подпись контролера и расшифровку (п. 16.1 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Проверять состояние вправе механик, любой другой сотрудник или водитель. Главное, чтобы у него было удостоверение механика по выпуску автотранспорта. Оформите такого сотрудника по совместительству контролером технического состояния автотранспортных средств.

Если в комании нет человека с таким удостоверением, заключите договор на услуги по техническому контролю транспорта с автосервисом.

Указывайте число, месяц, год, часы и минуты проведения предрейсового контроля технического состояния машины, проверяйте подпись механика и ее расшифровку. В расшифровке проверьте должность, фамилию и инициалы.

Как и в случае с отметкой о медосмотре, только лишь за отсутствие нового реквизита расходы не снимут. Ведь если нет отметки техосмотра, это еще не доказывает, что поездки не было.

Но если в путевом листе ее нет и при этом есть другие нестыковки и недочеты, инспекторы могут посчитать, что поездку оформили лишь на бумаге. Кроме того, инспектор ДПС может оштрафовать компанию на 30 000 руб.

(ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Путевой лист без показаний спидометра

Показания спидометра при выезде транспортного средства из гаража и возвращении — важные данные путевого листа (подп. 3 п. 6 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152). Именно они подтверждают пробег автомобиля и расход бензина, который можно списать.

Некоторые компании в путевых листах не указывают показания спидометра. Они считают, что достаточно маршрутов движения в километрах между пунктами назначения. Но это неверно. Показания — обязательные реквизиты путевого листа независимо от того, какие еще записи в нем есть.

Показания спидометра позволяют сверить общий пробег за рабочий день с отдельными маршрутами и рассчитать затраты на ГСМ. Показания спидометра на конец дня должны совпадать с показаниями на начало следующего дня работы автомобиля. Исключение — если сотрудник использует в служебных целях личный автомобиль, тогда показания спидометра на конец текущего и начало следующего дня могут отличаться.

Если в путевом листе нет показаний спидометра и подробного маршрута, по которому можно подтвердить километраж, налоговики снимут расходы на бензин. Поэтому следите за этими данными, расходом бензина и его соответствием пройденным километрам.

Чеки без наименования ГСМ, рваные, грязные, с неподходящим временем и местом

Часто водители покупают топливо за наличные. Тогда, чтобы подтвердить расходы на ГСМ, понадобятся чеки. Иногда водители теряют их. В этом случае суммы списать не получится. Но даже когда чеки есть, с ними не всегда все в порядке.

Не указан товар. Иногда приносят чеки, в которых не указаны товар и его количество. Такой чек не подтверждает расходы на бензин. Ведь невозможно определить, к какой хозяйственной операции он относится и к какому виду расходов.

Чек испорчен. Если чек испорчен, например его плохо напечатали, чем-то залили, изрисовали, оторвали часть, расходы списать не получится. Если информация на чеке не читается, налоговики снимут расходы. Возьмите у сотрудника объяснительную записку по подотчетной сумме с количеством товара, суммой, датой и местом покупки, а также с описанием причин утраты документов.

Со временем чеки выцветают. Поэтому сразу снимите копии чеков для архива. Они помогут подтвердить расходы на проверке.

Поддельный чек. Иногда водители приносят поддельные чеки от компаний, которые не существуют в реальности. Поэтому кассовые чеки от каждого нового контрагента проверяйте по ИНН — существует ли такая компания.

Риск подделок снизится, если водители будут обслуживаться на одних и тех же заправках. С 1 июля 2017 года продавцы будут выдавать только онлайн-чеки и подделок станет меньше.

Следите, чтобы с этой даты водители приносили только новые чеки.

Не те время и место. Место и время заправки на чеке должны соответствовать маршруту и дате рейса. Если водитель приложил чек из региона, которого нет в путевом листе, налоговики снимут такие расходы. Если, конечно, он не проезжал этот регион транзитом во время рейса. То же самое с чеками на заправку в нерабочее время.

Скачать путевой лист 2017

Источник: https://buhusluga.info/a198929-kakim-putevym-listam.html

Как рассчитать путевой лист: основные моменты, правила заполнения и пример расчета суммы к списанию ГСМ

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Первичные документы > Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно

Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.

  • Основные моменты
  • Правила расчета
  • Пример расчета путевого листа

Основные моменты

Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.

В путевом листе отражаются следующие показатели:

Рабочая поездка

  • номер документа
  • дата документа
  • данные о ТС
  • сведения о его собственнике
  • информация о водителе авто
  • расход горючего
  • текущий пробег автомобиля
  • точный маршрут движения автомобиля
  • место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
  • время выхода и время возврата авто в гараж
  • данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
  • подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
  • дата и время предрейсового осмотра
  • подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
  • количество рейсов
  • номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка

Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги.

К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.

Правила расчета

На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.

Расчет путевого листа

Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути.

Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями.

Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.

Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.

При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.

Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.

Пример расчета путевого листа

Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.

В путевом листе указаны следующие параметры:

  • величина пробега авто на начало работы – 20 000 км
  • цифра пробега на конец рабочего дня – 20 170 км
  • остаток горючего перед выездом – 15 литров
  • заправлено во время поездки – 60 литров
  • остаток топлива на конец рабочего дня – 30 литров

Пробег за рабочее время равен 20 170 км — 20 000 км = 170 км.

Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:

  • (21 л * 170 км) / 100 * 1,1 = 39,27 литра

Фактический расход топлива:

  • (15 + 60) — 30 = 45 литров

Разница между двумя величинами составляет:

  • 45 литров — 39,27 литра = 5,73 литра

Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.

Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.

Для каждого типа ТС имеется утвержденная унифицированная форма путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://PravoDeneg.net/buhuchet/primary/kak-rasschitat-putevoj-list.html

Бюджетный учет: как работать с путевыми листами и чем руководствоваться при списании ГСМ

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫБюджетный учет: как работать с путевыми листами и чем руководствоваться при списании ГСМ 18 ноября 2016 Юлия Вольхина Руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

Бухгалтерский учет путевых листов в государственных (муниципальных) учреждениях регламентирован давно, и революционных изменений в нем не наблюдается. Однако и по сей день у бухгалтеров возникают вопросы: вести или не вести путевые листы, как регулярно, в каком объеме, предназначены ли утвержденные нормы расхода ГСМ для бюджетников, чем необходимо руководствоваться при списании списания ГСМ и пр. Разбираемся вместе с руководителем проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур Юлией Вольхиной.

Учет путевых листов нужен учреждениям, чтобы нормировать, планировать и контролировать расход горючего и смазочных материалов (ГСМ).

На основных участках, где востребована информация по затратам на ГСМ, бухгалтеры ведут расчет нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, а также анализируют отклонения между фактическим и нормативным расходом ГСМ, чтобы выявить экономию или перерасход.

Контролирующие органы часто обращаются к данному участку учета, чтобы оценить, насколько эффективно используются материальные запасы в учреждении.

Все хозяйственные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете первичными учетными документами (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ). Одна из главных функций путевых листов в бухгалтерском учете — подтвердить законность и корректность списания горюче-смазочных материалов.

Как работать с бланками

Приказ Минфина России от 30.03.15 № 52н определяет правила составления первичных документов в бухгалтерском учете, однако в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации для бюджетных организаций нет путевого листа.

В такой ситуации чаще всего используется форма, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Впрочем, в документе сказано, что использовать этот бланк обязаны только автотранспортные предприятия. Остальные же учреждения, в том числе казенные, бюджетные, автономные, вправе разработать свой бланк.

Главное требование к нему — наличие обязательной информации: наименование документа, дата его составления, название учреждения. Кроме того, надо указать содержание операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении. Документ обязательно подписывают ответственные сотрудники. Без указания их Ф.И.О.

и подписи документ считается недействительным. Впрочем, самое простое решение — стандартная форма путевого листа из Постановления № 78. Она включает всю информацию, необходимую для списания ГСМ, и не вызывает вопросов у контролирующих органов.

Хочется отметить, что путевые листы не являются бланками строгой отчетности, поэтому вы можете использовать как типографские бланки, так и распечатанные формы из бухгалтерских справочно-правовых систем.

Типичные ошибки бухгалтеров

Обязательное требование к путевому листу, как, впрочем, к любому документу, — его правильное оформление. Можно выделить несколько моментов, где бухгалтеры ошибаются чаще всего.

Например, нет единого правила, на какой срок оформлять путевой лист, и отсутствие такого правила вызывает много вопросов. В письме от 03.02.06 № 03-03-04/2/23 Минфин России допускает еженедельное и даже ежемесячное составление документа, в случае если этот срок позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ.

Впрочем, эта рекомендация не касается заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных организаций. Поэтому учреждениям рекомендуем опираться на указания Росстата. В письме от 03.02.05 № ИУ-09-22/257 Росстат указывает, что путевой лист составляется на срок в один день (одну смену).

Больший период допустим только в случае командировки водителя.

Часто бухгалтеры не считают необходимым заполнять все графы оборотной стороны путевого листа. Это касается указания пунктов назначения: нередко конкретные точки заменяют общими фразами — «Поездки по городу» и пр.

Они не позволяют подтвердить, что транспорт использовался в служебных целях и расходы носят производственный характер (письмо Минфина России от 20.02.06 № 03-03-04/1/129). Отсутствие в путевом листе конкретных пунктов назначения контролирующие органы признают нарушением.

  Ошибкой будет и отсутствие подписи водителя в каждой строке, где указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения машины на стоянку / в гараж.

Обратите внимание на раздел «Движение горючего». На основании граф «Расход по норме» и «Расход фактический» производится списание бензина. Фактический расход вносите строго по счетчикам.

При заполнении нормативного расхода бензина на 100 км пробега возьмите за основу распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р (в редакции от 14.07.

15), где определены все нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они касаются и бюджетных учреждений.

Вносить изменения в путевой лист, как и в большинство первичных документов, допустимо лишь с согласия участников хозяйственных операций (п. 5 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ) и с обязательным указанием даты. А значит, исправления должны быть заверены подписью тех же лиц, которые изначально подписали документы.

Средства автоматизации учета

Избежать вышеупомянутых ошибок бухгалтеру помогут специальные автоматизированные системы учета путевых листов и ГСМ.

Они напомнят об обязательных полях, отследят правильность и сроки использования норм, соответствие фактического расхода топлива нормативу.

Кроме того, такие программы позволяют оперативно заполнять любое количество путевых листов, чем существенно облегчают труд бухгалтера.

Чем сложнее учет ГСМ в организации, тем большими возможностями должна обладать автоматизированная система. При выборе программы убедитесь, что она умеет:

  • вести единый реестр путевых листов;
  • учитывать поступление и расход ГСМ по автомобилям, водителям и видам ГСМ;
  • учитывать расход ГСМ по нормам расхода или по фактическому расходу на основании данных путевых листов с учетом сезонности и дорожных условий;
  • контролировать отклонения фактических затрат на ГСМ от нормативных (режимы экономии, перерасхода ГСМ);
  • формировать отчетность по водителям, видам и маркам ГСМ, по автомобилям в разрезе подразделений (отделов);
  • готовить печатные формы необходимых отчетов по пробегу и времени работы, по движению горючего и смазочных материалов, по выданным автозапчастям и многое другое.

Бухгалтерский учет ГСМ

Горюче-смазочные материалы, приобретенные для хозяйственных нужд учреждения, согласно Инструкции № 157н учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 X3 000 «Горюче-смазочные материалы».

Организации, которые используют талоны на ГСМ, учитывают их отдельно — на счете 0 201 05 000 «Денежные документы». Приобретаются талоны по безналичному расчету или через подотчетное лицо (об учете денежных документов см. «Бюджетный учет: что такое денежные документы и как с ними работать в бюджетном учреждении»).

Порядок списания ГСМ

Списывать горюче-смазочные материалы следует ежемесячно. В качестве документов-оснований используйте:

  • путевой лист;
  • авансовый отчет, если бензин приобретался за наличные средства;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003), если автомобиль заправляли по талонам;
  • приказы руководителя учреждения, которые утверждают норму пробега автомобиля, лимит расхода топлива на месяц в зависимости от марки, модели ТС;
  • направление работника в командировку на служебном автомобиле.

Обратите внимание на соотношение фактического пробега и установленного месячного лимита. Списывая ГСМ, обязательно учитывайте нормы расхода топлива и лимит километража. Если пробег автомобиля больше, чем принятые руководством учреждения нормы, и это превышение не обосновано производственными задачами, бухгалтер при расчете расхода бензина использует именно утвержденный лимит.

Используйте данные граф «Расход по норме» и «Расход фактический». Данные в них в большинстве случаев совпадают. Но если показатели расхода ГСМ отличаются, списывать бензин следует по наименьшему показателю, то есть если норма превышает фактический расход, то бензин списывается именно по факту.

операцииДебетКредит

Казенные учреждения
Списание ГСМ 1 401 10 272 1 105 33 440
Бюджетные и автономные учреждения
Списание ГСМ в рамках приносящей доход деятельности 2 106 34 340 2 105 33 440
Списание ГСМ в рамках основной деятельности 4 106 34 340 4 105 33 440

Налоговый учет ГСМ

Учет путевых листов необходим для подтверждения расходов, на сумму которых можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. С точки зрения налогообложения, стоимость ГСМ относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

  Затраты на ГСМ рассматривайте как расходы на содержание служебного автотранспорта (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ), а это ненормируемые суммы. Более того, эти расходы требуют обязательного подтверждения того, что они экономически обоснованы.

Например, серьезное превышение расхода ГСМ от значений, установленных распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р, может вызвать интерес контролирующих органов и привести к недоимкам и штрафам.

При расчете сумм расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу, необходимо брать в расчет реальные расходы — не купленное горючее, а фактически потраченное. Эти суммы как раз и подтверждают путевые листы, а значит, к их заполнению надо относиться с особым вниманием.

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2016/11/11716

Учет путевых листов в бухгалтерии – СИЗ, нормы, инструкции

Все расходы организации или предприятия в целях бухгалтерского и налогового учёта должны документально подтверждаться, в противном случае неучтённые расходы будут считаться серьёзным нарушением, и руководство юридического лица может понести из-за них достаточно серьёзную ответственность.

Это касается также расходов на ГСМ, при этом стоит отметить, что правильно рассчитанные и оформленные они могут быть отнесены на расходные статьи баланса. В результате может уменьшиться налогооблагаемая база, берущаяся за основу при расчёте налога на прибыль.

Учёт движения горюче-смазочных материалов напрямую связан с путевыми листами, при этом под ГСМ понимают:

  • топливо различных видов, например, дизель, бензин, газ;
  • масла и смазки;
  • различные присадки и добавки, например, охлаждающие и тормозные.

Конкретный перечень используемых горюче-смазочных материалов, используемых при эксплуатации транспортного средства, зависит от его вида и модели. Существуют автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе. Кроме того, некоторые транспортные средства, например, автобусы, оснащают газотопливным оборудованием для экономии.

В этом случае газ также относится к ГСМ. Существуют нормативы их списания, утверждённые Минтрансом России, также они могут быть приняты на предприятии самостоятельно. Такие нормативы учитывают некоторые дополнительные параметры, например, время года и сезон, а также различные корректирующие коэффициенты.

Учёт данных материалов на предприятии в большинстве случае производиться на основе первичного документа учёта – путевого листа.

Под путевым листом понимают документ, в котором фиксируется место отправления и прибытия автомобильного транспорта, расход топлива и смазочных материалов при этом, наименование перевозимого груза, цель поездки и иные сведения, имеющие отношение к ней.

Путевой лист оформляется как на собственный транспорт, так и на взятый в аренду. В общих случаях используют путевой лист формы №3, для коммерческого транспорта предусмотрен лист формы №ПГ-1, при использовании грузовика с повремённой формой оплаты применяется форма №4-П. Существуют также иные формы путевых листов.

Правила и порядок

Кроме путевого листа для списания горюче-смазочных материалов необходим приказ руководителя юридического лица, в котором утверждены нормы такого списания. При этом стоит отметить, что использование личного автомобиля в интересах компании также оформляется путевым листом для списания ГСМ.

Поступление данных материалов на предприятие оформляется приходным ордером. Само же списание происходит обычно один раз в месяц лицом, ответственным за это. Таким лицом практически всегда является сотрудник бухгалтерии, например, материальный бухгалтер.

Что же касается самого порядка списания, то он состоит в составлении соответствующего акта представителями специально созданной для этого комиссии в количестве не менее трёх человек.

К нему прикладывают документы первичной бухгалтерской отчётности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС. Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов.

Расчёт списания ГСМ производиться на каждую марку автомобильного транспорта отдельно, при этом обязательно учитывается общий километраж пройденного пути. Так, производить расчет для легкового автомобиля можно по формуле:

QH = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 * D), где

  • H – базовая норма расхода топлива, определяющаяся в виде пробега автомобиля в литрах на 100 километров;
  • S – общий пробег транспорта в течение рабочей смены в километрах;
  • D – поправочный коэффициент в процентах.

В качестве примера можно взять достаточно распространённый на производствах автомобиль марки ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4026.10. У него базовая норма потребления топлива равна 13 литров на 100 километров.

Автомобиль использовался для сбыта готовой продукции в зимний период. Общий пробег составил по области (НРо) 104 километра, по городу (HPг) — 128 километров. В результате за эксплуатацию в зимний период была взята надбавка 10% и за эксплуатацию

Рассчитываем норму расхода топлива: HPг = (0,01 * 13 * 128 * (1 + 0,01 * 20%)) = 16,67 литра НРо = (0,01 * 13 * 104 * (1 + 0,01 * 10)) = 13,53 литра. Согласно данным путевого листа было израсходовано 30,2 литра в течение рабочего дня. Если брать такой показатель за средний, то за месяц расход ГСМ в производственных целях составит:

 НРм = НРд * Т, где

НРм – это нормативный расход топлива за рабочий день, Т – это количество рабочих дней в одном месяце.

Таким образом, НРм = 30,2 — 21 = 634,27 литра.

В этом случае при списании ГСМ может быть указанно 623,27 литра топлива при работе автомобиля в течение месяца. Что же касается списания тосола, тормозной жидкости и т.д., то их списание производится согласно ранее утверждённым нормам потребления.

Отдельно стоит упомянуть о том, что в случае капитального ремонта автомобиля или же достижении им срока эксплуатации 5 лет, норма расхода смазочных материалов и топлива может быть увеличена на 20%.

Существуют случаи, когда списание ГСМ производиться без использования путевого лица. Это:

  • учёт по лимитам;
  • компенсация понесённых расходов.

В первом случае на предприятии должна быть установлена система контроля расхода горюче-смазочных материалов. В этом случае на единицу транспорта в месяц выделяют зарезервированные денежные средства на их приобретение.

Также для этого используются топливные карты АЗС, при этом деньги по ним не должны превышать установленную норму. Данная система хороша в случае использования автотранспорта по одному и тому же ежедневному маршруту.

Здесь ограничения на выплаты устанавливаются в зависимости от марки, модели и модификации автомобиля. Само же списание ГСМ производится на основании установленными предприятием нормам.

Особенности учёта

Прежде чем приступить к списанию горюче-смазочных материалов, юридическому лицу необходимо определиться со способом его учёта.

Так непосредственно заправку топлива выполняет сам водитель автомобиля, используя выделенные на это денежные средства. После окончания заправки он обязан сдать авансовый отчёт в бухгалтерию.

К нему прилагается чек АЗС. Топливо в дальнейшем оприходуется по счету 10 «Материалы».

Израсходованные ГСМ отражаются при списании на следующих счетах:

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Непосредственно выбор того или иного счёта лежит на руководстве предприятия. При этом по налоговому учёту операция списании ГСМ проводиться по статье 254 Налогового кодекса и включается в материальные затраты.

При этом ничто не препятствует отнести их к прочим расходам на основании ст. 264 НК РФ. В любом случае с политикой учёта и списания ГСМ стоит определиться заранее, так как эти процедуры являются текущими и будут периодически повторяться.

Пошаговая инструкция по списанию ГСМ в 1С представлена ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/plan-schetov/sklad/spisanie-gsm-po-putevym-listam.html

Списание ГСМ по путевым листам — пример, расчет, порядок

Если предприятие не относится к автотранспортным, то оно не обязано составлять ежедневно путевой лист. Каждое предприятие вправе установить периодичность его заполнения, исходя из своей производственной деятельности – ежедневно, ежедекадно либо ежемесячно.

Единственное условие заключается в правильном обосновании потребления ГСМ, в возможности его определения, чтобы списать на основе путевого листа.

Правила

Предприятию следует определиться со способом учета, чтобы иметь возможность списать израсходованное топливо.

Как правило, водитель производит заправку автотранспортного средства самостоятельно на выделенные для этих целей средства, после чего сдает авансовый отчет в бухгалтерию предприятия.

К нему он прилагает чек автозаправочной станции, выданный за покупку у него топлива. Материальный бухгалтер оприходует топливо на счет 10 «Материалы».

Не исключается вариант заключения договора с компанией, занимающейся заправкой автотранспорта, об оплате топлива и смазочных материалов безналичным способом по специальным картам.

В конце истекшего месяца АЗС предоставляет полную информацию об объеме топлива, его стоимости, которое было отпущено ею по топливной карте.

Оприходование производиться на счет 10 материальным бухгалтером либо открывает индивидуальный счет второго порядка.

Списывается израсходованный объем ГСМ на счетах:

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Источник: http://rossiz.ru/uchet-putevyh-listov-v-buhgalterii/