УТВЕРЖДЕНЫрешением Правительственнойкомиссии по предупреждениюи ликвидации чрезвычайных ситуацийи обеспечению пожарной безопасности
Протокол N 4 от 17 апреля 2015 года
Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 28.11.2014 N РД-П4-8793 с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в г.
Крымске, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, а также изменений и дополнений в федеральном законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Методические рекомендации следует использовать с учетом издаваемых нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенностей местных условий и складывающейся обстановки при возникновении ЧС.
Содержание
Обозначения и сокращения
ГО | Гражданская оборона |
ЕДДС | Единые дежурные диспетчерские службы |
РСЧС | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
ФП РСЧС | Функциональные подсистемы РСЧС |
ТП РСЧС | Территориальные подсистемы РСЧС |
ФОИВ | Федеральные органы исполнительной власти |
ТО ФОИВ | Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти |
ОИВ СРФ | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
ОМСУ | Органы местного самоуправления |
ЦУКС | Центр управления в кризисных ситуациях |
ЧС | Чрезвычайная ситуация |
Комиссия по ЧС и ОПБ | Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
ОШ ЛЧС | Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций |
ИОГВ | Исполнительные органы государственной власти |
Основные понятия
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:
Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
Единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС) – органы повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ).
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) – функциональная структура федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции координацию функционирования соответствующей подсистемы или звена РСЧС, проведение работ по предотвращению возникновения ЧС и их ликвидации, борьбе с пожарами.
Критически важные объекты – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (ОШ ЛЧС) – создаваемая на период ликвидации ЧС структура, предназначенная для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.
Поисково-спасательные работы – вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия – человека, группы людей, морского или воздушного судна и спасение лиц, терпящих бедствие, оказание им первой или иной помощи и доставка их в безопасное место.
Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Радиоактивное загрязнение – наличие или распространение по поверхности земли, в атмосфере и воде, либо на продуктах питания, фураже, пищевом сырье и других предметах радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, оказывающих опасное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) – орган повседневного управления РСЧС на региональном, межрегиональном уровне, осуществляющий управление силами и средствами РСЧС в повседневном режиме, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Глава 1. Перечень основных нормативных и правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС
Источник: http://docs.cntd.ru/document/420359157
Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС)
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие
Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:
- прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
- спасение жизни и сохранение здоровья людей;
- локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.
Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- принятие решения на проведение АСДНР;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:
- проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
- приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
- проведение санитарных и противоэпидемических мер;
- подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.
Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).
На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
К экстренным мерам защиты населения относятся:
- оповещение об опасности;
- использование средств защиты;
- соблюдение режимов поведения;
- эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
- применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.
Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.
На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва).
Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении).
В этих целях проводятся следующие мероприятия:
- расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
- временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
- обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
- обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
- организация учета и распределения материальной помощи;
- проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.
При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.
Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:
- заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
- оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
- принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
- непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
- ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
- организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Источники:
Источник: https://fireman.club/inseklodepia/likvidaciya-chrezvychajnoj-situacii/