Какая организация выдает лицензию. Лицензирование деятельности. Общие принципы лицензирования

В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). Основным законом, регулирующим вопрос лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности.

Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 19 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах.

В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.1 КоАП и предусматривает следующее наказание:

  • административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171  УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  • штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным лицензионным требованиям и условиям.

В то же время законодательно установлен запрет на занятие определенными видами деятельности для индивидуальных предпринимателей, которым, естественно, не может быть выдана и лицензия на право их осуществления.

Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. В последнее время к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Содержание

Лицензирующие органы

В случае если вид деятельности попадает под лицензирование, начинающий предприниматель должен собрать определенный перечень документов и представить их в лицензирующий орган.  Перечень лицензирующих органов устанавливается Правительством РФ.

Согласно закону о лицензировании, лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий;
  • прекращение действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий;
  • осуществление лицензионного контроля;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Получение лицензии

Для получения лицензии необходимо написать соответствующее заявление в лицензируемый орган с указанием лицензируемого вида деятельности.

В заявлении, поступившем от соискателя лицензии – юридического лица, должно обязательно быть указано полное (и сокращенное), в т.ч. фирменное наименование, его организационно-правовая форма и место нахождения юридического лица.

В случае, если соискателем лицензии выступает индивидуальный предприниматель, то в заявлении указываются данные о нем как о гражданине: фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность. В заявлении о предоставлении лицензии должны быть указаны также и данные документа, удостоверяющего личность заявителя.

Далее соискатели лицензии (уже независимо от того, являются ли они физическими или юридическими лицами) в заявлении о предоставлении лицензии должны указывать государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В заявлении должны быть указаны и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.06.

2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, по форме N Р57001.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;
  • Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, по форме N Р67001.

В заявлении также должны быть указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности влечет за собой переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (ст. 11  Закона о лицензировании).

К заявлению соискатель лицензии должен приложить ряд документов. Во-первых, это учредительные документы (для юридического лица) – оригинал или нотариально заверенная копия.

Во-вторых, это документы, свидетельствующие о возможности соблюдения им лицензионных требований и условий. Перечень таких документом определяется соответствующим положением о лицензировании.

Для того, чтобы заявление о предоставлении лицензии было рассмотрено, соискатель лицензии должен заблаговременно заплатить государственную пошлину и уже при подаче заявления приложить к нему документ (платежное поручение, квитанция) об уплате государственной пошлины.

В соответствии с законодательством РФ сборы за предоставление лицензии – 2600 рублей, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии – 200 рублей. Вместе с тем, ряд документов, необходимых для получения лицензии, возможно получить только за плату.

Поэтому, итоговые затраты на лицензирование могут в десятки или даже сотни раз превышать официально установленные сборы.

Срок принятия решения по поступившему заявлению о предоставлении лицензии составляет не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми сопутствующими документами.

Кроме того, в этот же временной отрезок включается и обязанность лицензирующего органа уведомить соискателя лицензии о своем решении.

Таким образом, в течение 45 дней лицензирующий орган со дня принятия заявления и представленных документов должен осуществить их проверку, руководствуясь результатами такой проверки, принять соответствующее решение о предоставлении либо о не предоставлении лицензии и уведомить об этом решении соискателя лицензии.

Переоформление лицензии

В процессе деятельности у предпринимателя (юридического лица) могут возникнуть основания для переоформления лицензии. Переоформление лицензии происходит, в основном, в следующих случаях:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения;
  • изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя;
  • изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Для переоформления лицензии лицензиат должен написать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Заявление должно быть подано в течение 15 дней с того момента, как появились основания для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии происходит в течение 10 дней.

У лицензирующего органа есть только одно основание для отказа в переоформлении – представление неполных или недостоверных сведений.

Продление действия лицензии

Законом о лицензировании (статья 8 ) предусмотрен 5-летний срок действия лицензии. Положениями о лицензировании может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

По истечении данного срока действие лицензии может быть продлено.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления лицензии.

Приостановление действия лицензии

В случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие его лицензии может быть приостановлено. Приостановление действия лицензии может быть только в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в виде административного приостановление деятельности за нарушение лицензионных требований и условий.

В этом случае лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Досрочное прекращение возможно в случае устранения лицензиатом выявленных нарушений.

Аннулирование лицензии

Законом о лицензировании предусмотрена возможность аннулирования лицензии. Полномочиями по аннулированию лицензии наделен суд, который рассматривает соответствующее обращение лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Следует обратить внимание, в Законе о лицензировании специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии – это его обязанность, а не право.

При этом несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии (соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий) является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензии (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу № А56-342/2007).

Лицензионный контроль

В процессе осуществления деятельности лицензиат будет сталкиваться с действиями лицензирующего органа по проведению лицензионного контроля. Лицензионный контроль заключается в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных положением о лицензировании.

Источник: http://businessnnov.ru/guide/kak-razvit-svoy-biznes/kontrol-i-nadzor/litsenzirovanie/osnovnye-voprosy-po-litsenzirovaniyu/

Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности.

А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.

Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Данная система состоит из таких понятий как:

– лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия;

– лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности;

– требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности;

– лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации;

– держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности;

– кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.

Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов:

– обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства;

– способствование целостности экономического фона на территории государства;

– формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию;

– открытость и доступность процесса лицензирования;

– правовое регулирование лицензирования.

Требования для получения лицензии и условия отказа

Как и любой процесс, получение лицензии у государственных органов лицензирования характеризуется требованиями. Существуют обязательные и специфические требования.

Обязательные требования включают: соблюдение законодательных норм, санитарные, противопожарные правила, гигиенические аспекты и все пункты для отдельных видов деятельности.

Наряду с обязательными требованиями, отдельную важность имеют специфические требования. Они предъявляются к отдельному кандидату, который проходит процесс получения лицензии. Дополнительные требования прописаны в отдельных постановлениях для каждой конкретной деятельности.

Каждая лицензия имеет свой срок и территорию, на которой она действует. Когда заканчивается срок или меняется место расположения лицензиара или его деятельность, то эти изменения должны быть внесены в необходимые уставы.

Для получения лицензии, субъект должен написать заявление установленного образца, в котором содержаться все главные данные: причина, вид деятельности, срок, месторасположение. Собрать необходимый пакет документов.

Далее, государственные органы лицензирования рассматривают заявление, принимают решение на основании определённых критериев. Если условия соблюдены, то лицензия будет выдана в течении трёх недель после принятия решения.

Но, всё же, бывают случаи, когда государственные органы выдачи лицензий отвечают на заявление отказом. На это есть определённые основания:

– недостоверность информации, которую подаёт соискатель;

– когда субъект не соответствует требованиям, выдвигаемым органами власти;

– если экспертиза показала отрицательный результат после проведения необходимых проверок.

Экспертиза, которая выполняет проверку всех данных соискателя, носит секретный характер, защищена от внешних вмешательств, защищена от утечки.

Если соискатель неудовлетворён принятым решением, он может оспорить его согласно законодательству.

Уполномоченные органы могут остановить или полностью аннулировать лицензию в таких случаях:

– если лицензиат сам написал заявление на приостановление или аннулирование лицензии по своим субъективным причинам;

– когда данные, предоставленные для получения лицензии, со временем будут признаны неправдивыми;

– если лицензиат нарушил правила, установленные государственной системой лицензирования;

– закрытие предприятия, самостоятельно или по решению суда.

Процесс аннулирования заключается в следующих аспектах:

– непосредственное принятие решения, которое побуждает к приостановлению или аннулированию;

– сообщение об этом лицензиату в форме письма;

– как только получено письмо лицензиатом, мгновенное исполнение его в силу;

– после выполнения требований, необходимых для восстановления лицензии, обязательное вступление в силу данного процесса.

Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Каждая система создана для чего-то конкретного, система лицензирования не является исключением, поэтому она выполняет определённые функции.

Система представлена органами лицензирования, именно их деятельность носит такие функции:

– организация процесса лицензирования;

– проведение необходимых оценочных мероприятий, позволяющих принять правильное решение относительно выдачи лицензии;

– анализ документов и заявлений для получения лицензии;

– непосредственная выдача лицензий;

– выводы по приостановке лицензий или их аннулирование;

– создание различных методических пособий, призванных улучшить и развить процесс лицензирования;

– создание перечня лицензий, которые выданы, приостановлены или аннулированы.

Система лицензирования должна осуществлять контроль, разрабатывать новые мероприятия, проводить техническую оснащенность, для того, чтобы данная система работала как можно лучше и приносила пользу данной сфере и государству в целом.

Также следует учесть, что государственная система лицензирования должна обеспечить защиту информации. Это позволит привлечь иностранных инвесторов для видения своей деятельности в Российской Федерации.

Принципы государственной системы лицензирования:

1. Обоснование отнесения конкретного вида деятельности к определённой категории.

2. Формирование закрытого списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.

3. Следование конкретным, предусмотренным критериям процесса лицензирования на всей территории государства.

4. Следование полномочиям субъектов лицензирования.

5. Введение минимизированного перечня документов, необходимых для получения лицензий.

6. Контроль выполнения функций, возложенных на систему государственного лицензирования.

Непосредственным вектором направленности системы лицензирования является предприниматель, потребитель и государство.

Для предпринимателя система призвана обеспечить:

– упрощение деятельности и формирование новых структур бизнеса;

– уменьшение затрат, необходимых для получения лицензии.

Потребителю обеспечить:

– защиту от опасных и вредных товаров и оказания некачественных услуг;

– возможность обеспечить поддержку потребителю, если то обратится в суд для решения конфликтных ситуаций.

Государству система необходима для:

– правильного и эффективного функционирования предпринимательской деятельности и рынка товаров и услуг;

– создания ситуации, в которой будет соблюдено соотношение интересов субъекта хозяйствования, потребителя и государства;

– пополнения бюджета государства, путём установления тарифов на получение и продление лицензии.

Нормативно-правовой аспект лицензирования в РФ

Развитие процесса лицензирования в ведущих странах мира, является эталоном для нашей государственной системы лицензирования. У них чётко отработан момент взаимосвязи между лицензионной и государственной деятельностью.

Российское законодательство в этой сфере начало развиваться только в начале 90-х годов.

В начальных законах был только факт возможности процесса лицензирования предпринимательской деятельности, но не было упомянуто ни о перечне видов деятельности, ни о способах контроля и регулирования мероприятии. Это значительно усложняло и замедляло эффективность экономических процессов в государстве.

Развитие данной отрасли хозяйства было медленным и имело определённые сложности. Недостаток заключался в том, что необходимо было ввести единые правовые нормы, а сделать это без особой подготовки не представляло возможности. Те постановления, которые принимались в то время, не имели надлежащей гибкости и универсальности, не затрагивали интересы всех сторон процесса лицензирования.

К 1995 году, лицензирование около 35 видов деятельности происходило по отдельно взятым законам.

Но, так или иначе, эти законы не предусматривали причин, по которым субъекту необходимо было получать лицензию на тот или иной вид деятельности. Не была разработана специфика прохождения процесса получения лицензии.

Государство слишком поздно взяло на себя ответственность за данный процесс и подвергло его сложностям, которые отразились на всей системе в целом.

В конечном итоге, после долгих попыток, было принято Постановление, которое имело свои особенности:

– изучение способов и целей, разграничение видов деятельности, установление методики ведения процессов получения лицензии, предоставление особых полномочий федеральным ведомствам, для повышения эффективности работы государственной системы лицензирования;

– обобщение и обработка списка видов деятельности, на которые необходимо наличие лицензии, согласно проведению детальной экспертизы и повышению контроля;

– упрощение для лицензиаров, путём закрепления срока действия документа – 3 года, и отсутствие ограничения свыше;

– утверждение того, что установление тарифов за получения лицензии является следствием отсутствия прибыли от данной деятельности;

– разделение функций различных органов власти, которые способствуют развитию лицензионной деятельности.

С этим Постановлением был сделан очень важный шаг на встречу к усовершенствованию и правовому регулированию на всех уровнях государственной власти. Это, безусловно, гораздо лучше, чем было в самом зарождении процесса, но есть, куда расти. Законодательство должно без остановок развиваться и совершенствоваться в данном направлении.

В 1998 году в России был принят Закон, который затрагивал лицензирование отдельных видов деятельности. Проведя анализ данного документа, можно сказать, что он расширил и усовершенствовал отдельные понятия, сделав их более доступными. Более детально были описаны функции органов лицензирования, их полномочия и значения для государства.

Система лицензирования в США

Лидером по продаже лицензий во всём мире являются Соединённые Штаты Америки. Вся система государственного лицензирования взаимодействует с патентной деятельностью и обеспечивает эффективное развитие интеллектуальной сферы. Это стимулирует процесс изобретательства и развивает экономику страны в целом.

Система государственного лицензирования в США развивалась при активном участии компетентных людей в разных сферах общества, ученых, профсоюзов. Эти стороны процесса намного важнее, чем само государство.

Процесс лицензирования изобретений и патентов представлен также такими субъектами:

1. Учреждение, которое контролирует процесс поиска инвесторов.

2. Организация, которая возглавит процесс оформления документов.

Конечно же, любой изобретатель в такой стране как Соединённые Штаты, может сам заниматься получение лицензии, но так это процесс существенно затянется и приведёт к потере времени и денег. А это противоречит принципам данного государства.

В итоге, можно сказать, что в России делается всё возможное, чтобы усовершенствовать государственную систему лицензирования, разрабатываются законы, вкладываются средства, также, необходимо принимать во внимание зарубежный опыт успешных стран.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9227-gosudarstvennaya-sistema-licenzirovaniya

Лицензии и лицензирование

Источник: https://bstudy.net/631700/tehnika/litsenzii_litsenzirovanie

Что такое лицензия, её виды, формы и способы использования

Лицензия – это документ установленной государством формы, который позволяет гражданину заниматься тем или иным специфическим видом предпринимательской деятельности, которая требует дополнительного контроля со стороны правительства. Процедура лицензирования достаточно сложная и разнообразная, имеет множество нюансов, о которых мы поговорим ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Зачем нужны лицензии

Оформление лицензии – это необходимое условие для ведения предпринимательской деятельности в ряде специфических сфер. Для получения лицензии субъект должен пройти ряд проверок, и подготовить пакет необходимой документации.

Но зачем государству вводить такие ограничения? Дело в том, что лицензирование устанавливается только на те виды предпринимательства, которые могут представлять опасность для окружающих (прямо или косвенно). Именно из-за этого факта государство контролирует предпринимателей более тщательно.

Законодательство Российской Федерации устанавливает определённые типы лицензий (в зависимости от того, к какой именно сферы предпринимательства они относятся). На данный момент Постановлением Правительства определён 51 вид лицензируемой деятельности. Самые популярные седи них направления это:

  1. Продажа алкогольных напитков.
  2. Торговля оружием.
  3. Торговля и изготовление наркотических средств (в медицинских целях).
  4. Космическая деятельность.
  5. Создание своего таксопарка.
  6. Фармацевтика.
  7. Охрана объектов, субъектов правоотношений.
  8. Работа в области связи.
  9. Авиаперевозки и перевозки по воде.
  10. Образовательная деятельность (открытие школ, внешкольных учебных заведений, университетов, техникумов).

С полным списком можно ознакомиться в Федеральном Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот же нормативно-правовой акт регламентирует сроки действия разрешительной документации и особенные условия получения того или иного разрешения.

Виды лицензий

Виды лицензий не установлены на уровне законодательства полным списком, но так или иначе упоминаются в различных нормативно-правовых актах и решениях судов. В практике выделяют девять различных видов лицензий. Среди них:

  1. Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым, недвижимым или деньгами). Особенность данного вида лицензий заключается в том, что её нельзя передавать третьим лицам. Она привязывается к личности человека, на которого оформлена.
  2. Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует такую разрешительную документацию, обладает расширенными полномочиями.
  3. Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.
  4. Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство просто даёт разрешение на выполнение тех или иных действий).
  5. Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного подтверждения. Большинство государственных разрешительных документов сейчас получаются именно так.
  6. Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности. Используется в двух случаях: когда франшиза продаёт право использования своего логотипа на определённый срок какому-либо юридическому лицу или если художник разрешает использовать своё произведение для производства товаров.
  7. Патент (лицензионное соглашение в отрасли патентов) – это документ, который регулирует отношения в научно-технической сфере.
  8. Лицензионный договор (бизнес лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, которые не имеют отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.
  9. Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

От вида разрешения также зависит и срок действия лицензии. Например, лицензионным договором может быть предусмотрен любой промежуток времени, на протяжении которого разрешительная документация будет иметь законную силу. В случае с полной лицензией, её срок действия определяется конкретным Федеральным Законом.

Какие организации выдают лицензии

Орган, выдающий лицензии, полностью зависит от лицензируемого вида деятельности. Существует множество организаций (чаще всего при министерствах), наделённые такого рода полномочиями. Приблизительный перечень контролирующих органов выглядит следующим образом:

  1. Любая охранная деятельность либо частный сыск – МВД.
  2. Деятельность, связанная с медициной (в том числе ремонт техники) – Росздрав.
  3. Образовательная работа – Рособрнадзор.
  4. Перевозки пассажиров (ка наземные, так и авиа) – Ространс.
  5. Космическая деятельность – Роскосмос.
  6. Продажа алкогольных напитков – Росалкогольрегулирование.

То, где можно получить лицензию на тот или иной вид предпринимательской деятельности, определяется Постановлением Правительства №957.

Изменение контролирующего органа возможно только после выдачи нового постановления, поэтому можно смело ориентироваться на этот законодательный акт.

Общие принципы лицензирования

Несмотря на то, что у каждого вида разрешительной документации есть свои особые условия, государство уделяет не меньшее внимание общим лицензионным требованиям. Списка таких условий на законодательном уровне не существует, но с годами в практике выделился особый перечень условий, а именно:

  1. Соответствие субъекта. Некоторые виды разрешений может получить только юридическое лицо.
  2. Соответствие контролирующей структуры. Лицензирующий орган у каждой лицензии свой, несмотря на то, что в большинстве своём они регулируются одним Федеральным Законом.
  3. Время оформления. Разрешительная документация получается после регистрации и организации бизнеса, но до начала ведения предпринимательской деятельности.
  4. Оплата. Госпошлина за лицензию – это обязательное условие получения разрешения. Выплаты необходимы для того, чтобы контролирующий орган мог провести качественную проверку. Кроме того, госпошлина подтверждает удовлетворительное финансовое положение кандидата на получение лицензии.
  5. Территория. Разрешение получается на уровне всей Федерации, поэтому субъекты ограничивать её действие не могут, но уведомить их гражданин всё равно обязан, иначе разрешительная документация не будет иметь своей силы.

Кто может использовать лицензию

Лицензия, в зависимости от её вида, может быть использована:

  1. Только частным предпринимателем.
  2. Только субъектом, на которого была оформлена документация.
  3. Только главой компании.
  4. Все сотрудники юридического лица.
  5. Только те работники компании, которые имеют соответствующий допуск и уровень квалификации.

Право на использование и получение разрешительной документации может быть ограничено государством. Например, лицензия на продажу алкоголя не выдаётся эмансипированным несовершеннолетним, а разрешение на ведение космической деятельности не всегда выдаётся иностранным гражданам.

Как получается лицензия

Порядок лицензирования определяется видом документа и типом деятельности, на которую она направлена. Если дело касается государственных контролирующий органов, тогда общий алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Сбор бумаг и написание заявления.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Обращение в контролирующий орган.
  4. Проверка документации.
  5. Фактическая проверка предприятия (если требуется).
  6. Получение лицензии.

Перечень документов для получения лицензии регламентируется для каждого вида лицензии отдельно. Обязательными бумагами для всех видов разрешительной документации являются:

  1. Документы, идентифицирующие личность заявителя.
  2. Заявление.
  3. Документы о юридическом лице (или об индивидуальном предпринимателе).
  4. Документы, подтверждающие отсутствие задолженностей перед налоговой.

Регулирование использования посредством лицензионного договора

Выдача лицензии посредством лицензионного договора доступна только в том случае, если сторонами являются два предпринимателя, которые ни коим образом не связаны с государственной деятельностью. Чаще всего такого рода соглашения связаны с интеллектуальной собственностью граждан.

Например, один субъект хочет передать другому субъекту созданную им музыку.

Он может передать покупателю все права на данное музыкальное произведение, а может заключить договор, по которому покупатель обретёт лишь часть прав, которые позволят ему использовать музыку в коммерческих целях на определённый промежуток времени (или для создания определённого фильма, театральной постановки), а все прочие имущественные права останутся за создателем произведения.

В Российской Федерации это не самый распространённый вид договорных правоотношений. На деле же он заслуживает повышенного внимания авторов, потому что может помочь им защитить свои права наиболее эффективно.

Так ли страшны штрафы за деятельность без лицензии

Понятие лицензирования подразумевает наличие ответственности в случае, если субъект начал вести предпринимательскую деятельность без получения разрешения. В качестве санкции за такое правонарушение законодательством РФ определён штраф.

Размер штрафных выплат прямо зависит от того, какие виды лицензирования были нарушены. Например, если лицензию не получил перевозчик-такси, то за факт преступления закона ему нужно будет заплатить только несколько тысяч рублей.

В то же время за продажу алкогольных напитков без соответствующий документов предприниматель обязан будет выплатить штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

В любом случае правонарушение отразится на истории гражданина, и в дальнейшем его заявление о переоформлении лицензии после истечения её срока ему могут не продлить, что приведёт к большим финансовым потерям.

Кроме того, при злостном нарушении лицензионных правоотношений гражданин может подвергнуться уголовному преследованию. Например, под уголовное наказание попадают систематическая работа без разрешения либо нанесение вреда здоровью человека продукцией, которая продавалась без разрешительной документации.

Заключение

Процедура лицензирования полностью урегулирована законодательством Российской Федерации. Закон утверждает где получают лицензию, в какие сроки это происходит и что нужно делать для получения разрешения.

Внимательно изучив законодательную базу, любой предприниматель сможет без каких-либо проблем подготовиться к проверке и обрести любые разрешения, которые нужны ему для бизнеса.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/chto-eto-takoe.html

Для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности в области авиации (и в некоторых других областях), а также для использования интеллектуальной собственности необходимы специальные разрешения, именуемое в праве в первом случае лицензией (от лат. licentia — разрешение), а во втором, – лицензионным договором.

Лицензия на вид деятельности

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут заниматься только тем видом деятельности, которая указана в учредительных документах (для ЮЛ) или в заявлении (для индивидуальных предпринимателей).

Перечень всех видов деятельности приведен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности[1].

Однако для некоторых видов деятельности указание в учредительных документах (заявлении) недостаточно: нужно еще государственное разрешение, именуемое лицензией.

Лицензия на вид деятельности (лицензия) – это специальное разрешение, выдаваемое лицензирующим органом, на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) на всей территории России, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензия выдается лицензирующим органом по заявлению соискателя лицензии, т.е. юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только на основании лицензии, содержится в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка, испытание и ремонт авиационной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и др.

Согласно ст.9 ВК отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Но выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, обеспечение авиационной безопасности, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня и другую указанную в ст.8 ВК деятельность при отсутствии сертификатов запрещается.

Выдача соответствующей лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п.З ст.49 ГК).

Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии или не выполнение лицензионных требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности рассматривается как незаконное предпринимательство и если такие деяния причинили крупный ущерб[2] гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в размере более L 1,5млн. является уголовном преступлением и наказывается штрафом до иЗООтыс. (ст. 171 УК).

Деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[3] именуется лицензированием. Лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается[4].

Лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы. В частности, лицензирующими органами в области разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники являются[5]: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

При этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации лицензирует такие работы и услуги как:

  • – разработка ремонтной документации авиационной техники;
  • – проведение технического контроля (надзора) при производстве и ремонте авиационной техники;
  • – модернизация, модификация изделий при производстве авиационной техники;
  • – проведение рекламационных работ;
  • – проведение работ по установлению и продлению ресурсов (сроков службы) авиационной техники;
  • – капитальный ремонт авиационной техники;
  • – средний ремонт, текущий ремонт авиационной техники;
  • – разборка, сборка, настройка, установка и испытание изделий авиационной техники при ремонте авиационной техники;
  • – оценка технического состояния, дефектация изделий авиационной техники;
  • – испытание авиационной техники;
  • – летные испытания авиационной техники, подготовка к летным испытаниям, подготовка и освидетельствование летного и технического состава;
  • – другие работы, перечисленные в Постановлении Правительства.

А Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ро-

странснадзор) – в части ремонта авиационной техники гражданской авиации при ее эксплуатации, осуществляемый организациями по техническому обслуживанию и ремонту, в том числе средний и текущий ремонт, разборка, сборка, настройка, установка и испытание, оценка технического состояния, дефектация изделий при ремонте авиационной техники. Уполномоченным структурным подразделением, ответственным за предоставление государственной услуги по лицензированию, является Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Управление Ространснадзора).

Срок предоставления лицензии, отказа в предоставлении лицензии составляет не более 45 рабочих дней со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Лицензия может быть срочной (т.е. на время) или бессрочной.

За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию, именуется лицензиатом.

В соответствии со ст.

1233 ГК правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). При этом, заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату[1].

Т.о. для использования в своих интересах той ли иной интеллектуальной собственности, принадлежащей другим лицам, необходимо либо заключить договор об отчуждении исключительного права (выкупить исключительное право), либо заключить лицензионный договор. Лицензионные договора заключаются на использование

  • – изобретений,
  • – полезных моделей,
  • – промышленных образцов,
  • – товарных знаков,
  • – секретов производства (ноу-хау),
  • – программ для ЭВМ и баз данных,
  • – иных видов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и

промышленные образцы являются патентными правами (ст.1345 ГК). В соответствии со ст.1368 ГК патентообладатель может подать в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление о возможности предоставления любому лицу права (открытой лицензии) использования изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца (т.е.

использование без согласия патентообладателя (за исключением случаев, когда законом такое использование допускается без согласия патентообладателя) выраженного в авторском или лицензионном договоре, зарегистрированном в установленном порядке, а также при наличии такого договора, но не в соответствии с его условиями либо в целях, которые не определены федеральными законами, иными нормативными актами), если эти деяния причинили крупный ущерб[2], является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы до 2-х лет (ст.147 УК).

К использованию указанных объектов может относиться, например[3], их ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы запатентованные изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован запатентованный промышленный образец, а также совершение указанных действий в отношении продукта, полученного непосредственно запатентованным способом; совершение таких же действий в отношении устройства, при функционировании (эксплуатации) которого в соответствии с его назначением автоматически осуществляется запатентованный способ; осуществление способа, в котором используется запатентованное изобретение.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (превышает 1500тыс.С]) является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы до 2-х лет со штрафом до 80тыс.й (ст.180 УК).

Чужим считается товарный знак (знак обслуживания), который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех или части товаров либо право на использование которого не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору.